Папки-передвижки

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе

Елена Кузнецова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения и развитию речи

в 1А классе, вариант 2.2

Кузнецовой Елены Валерьевны

учителя-логопеда

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год

Публикация «Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе» размещена в разделах

Тема: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» Дата проведения: 25 Октября 2017 года

Задачи:

1. Развитие длительного, экономичного речевого выдоха.

2. Уточнение артикуляции и автоматизация звука [ш] на материале слогов, слов, предложений. Развитие просодики.

3. Развитие слухового восприятия на материале речевого материала «Домашние и дикие животные»

4. Восприятие и различение на слух голосов диких животных леса.

5. Активизация словаря и обобщающих понятий по теме занятия.

6. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных, в правильном употреблении форм дательного и предложного падежа имен существительных;

7. Воспроизведение речевого материала (слогов, слов, словосочетаний, коротких фраз) в темпе, приближающемся к нормальному.

8. Развитие зрительного гнозиса, памяти, внимания, мышления на материале занятия.

9. Профилактика дисграфии, развитие графических навыков.

Планируемые результаты

Предметные

• понимать и использовать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки по данной теме.

• понимать и составлять (самостоятельно и по образцу) фразы и предложения (в т. ч. сложные) с заданными словами;

• обобщать предметы в логические группы и исключать из них лишние предметы по различным признакам;

• подбирать прилагательные и глаголы к заданным словам;

• образовывать притяжательные прилагательные по речевому образцу.

• упражняться в правильном употреблении форм дательного и предложного падежа имен существительных;

Метапредметные

• определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои действия и их результаты;

• понимать и выполнять задания педагога.

Личностные

• проявлять интерес к устной речи;

использовать слуховые возможности: воспринимать речь окружающих и голоса животных на слух;

• контролировать собственную речь;

• выражать свои эмоции на занятии;

• выполнять движения крупной и мелкой моторики, требующие навыков координации;

• уметь объяснять свои действия;

Межпредметные связи: Окружающий мир. Письмо. Чтение.

Ресурсы занятия : презентация «Звук Ш. Домашние и дикие животные», фонограмма «Голоса животных: медведя, лисы, волка», табличка-буква Монтессори (буква Ш, картинки животных и детенышей, жилища зверей, разрезные картинки (из 6 частей в форме листьев, контурное изображение животных с наложением, карандаш, мел, изображение –раскраска «Бараш», медаль «Молодец!»

Ход занятия

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

I.Организация начала занятия

• (учитель называет сначала имена одноклассников, затем имя ученика) Саша, поздоровайся!

• Как можно поздороваться по- другому?

• Поздоровайся с гостями!

• Проходи, садись.

• Как ты меня слышишь?

• Что мы будем делать на занятии? • Ученик слушает учителя и говорит, что это не он.

• Я не Саша, я Ваня.

• Привет. Добрый день.

• Я слышу хорошо.

• Мы будем слушать, говорить, читать, писать, думать.

II. Формирование звукопроизношения

Артикуляционные упражнения

• Как ты думаешь, чтобы хорошо говорить, что нужно делать?

• Да, посмотри какие упражнения для язычка будем делать.

Учитель демонстрирует символы для проведения артикуляционных упражнений (на слайде).

Уточнение артикуляции звука [ш]

• Какой звук будем говорить? Рассмотри профиль и расскажи о звуке Ш. Вспомни, как мы произносим звук [ш].

- На что похожи губы, когда мы произносим звук (Ш?

-В каком положении зубы? На что похожи зубы?

-На что похож язычок? Покажи рукой. Что напоминает?

- Он широкий или узкий?

-Где находится кончик языка? Он поднят или опущен?

- А боковые края?

- Какой ветерок выходит изо рта теплый или холодный?

-Давай проверим, поднеси ладонь ко рту (проверяем поднесением руки ко рту).

-Что мешает ветерку свободно вылететь изо рта?

- Голос есть?

Закрепление графического образа буквы, профилактика дисграфии.

-В каком домике будет жить звук Ш?

-Звук Ш обозначаем буквой «Ш». Как напишем букву? Закрой глаза и проведи пальчиком по шершавой букве (табличка- буква Монтессори). Открой глаза, обведи еще раз, напиши в воздухе, на ладошке. Запомнил?

-Как будешь писать букву Ш?

Автоматизация звука [ш]. Развитие просодики (ритм, ударение);

Звукоподражание «Мышь шуршит», «Змея шипит»

• Игра «Помоги лисе» Уж не пускает её в домик и говорит слоги: (появляются на слайде) Прочитай слоги громко и тихо.

• Игра «Доскажи словечко» прочитай слова, добавляя пропущенные слоги ША или ШИ?

• Игра «Телеграф» Повтори за мной и отстучи слоги и слова ритмично: ша-ша-ша-шар, лапша…

• Игра «Песенки»

- Ритмичная песенка. Давай проведем разминку: будем петь песенку ШТА по-разному как по «клавишам» длинные и короткие звуки пропоем (по длинным клавишам ползем, по коротким прыгаем) : ШШШТАААА- ШШШТААА- ШТА-ШТА-ШТА;

Перекладываем клавиши и поем по другому: ШТА-ШТА-ШТА- ШШШТАААА-ШШШШТАААА;

- Песенка с ударением: А теперь будем петь песенку ШЛА вот как: на длинные клавиши будем долго нажимать, а по коротким ударять (воображаемым молоточком) : --- -- --

Уточнение и закрепление правила орфоэпии.

• Прочитай правильно слова, какое правило орфоэпии надо запомнить? Читай : ёж, уж, нож.

Развитие диафрагмального, речевого дыхания

• Игра «Ветерок, сдуй листья» Какое время года? Осенью с деревьев облетают листья? подуй сильно со звуком Ш так, чтобы листья упали с дерева. Дыши правильно- вдох носом, выдох ртом плавный, длительный» (анимация падающих листьев с дерева)

• Посмотри, сколько листьев нападало, а листья непростые, на них написаны слоги, прочитай их:

• Соедини слоги в слова, прочитай их, говори хорошо звук Ш :

• Кого ты назвал? Ты знаком с ними? Видел мультфильм?

• Что ты делал сейчас?

• Хорошо делать зарядку для язычка.

(выполняет упражнения по символам)

• Будем говорить звук ш.

• На «бублик». Губы округлены и немного вытянуты вперед.

• На «заборчик».

«чашечку».

• За верхними зубами. Но не касается их.

• Прижаты к зубам.

• Теплый.

• Зубы, язык.

• Голоса нет, это глухой звук.

• В «синем домике», он твердый согласный звук.

• Будем писать букву сверху вниз и слева направо. (обводит букву, рисует в воздухе, на ладошке.)

• Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

• Ученик читает слоги, которые появляются на экране.

• Читает слова МИША, УШИ, ГРУША, МЫШИ…

• Ученик повторяет слоги и слова, отстукивая трехсложный ритм.

• нажимая на «клавиши» пропевает слоги в разном ритме:

ШШШТАААА- ШШШТААА-

ШТА-ШТА-ШТА.

шла-шла-ШЛА,

шла-ШЛА-шла,

ШЛА–шла-шла.

ш ш ш

• ёж, уж, нож.

Звонкие согласные на конце слова говорим как глухие.

• Осень, да, листопад.

Плавный выдох со звуком Ш.

• Раш ло ба сяш ша ню

• Соединяет слоги, написанные на листьях: Нюша, бараш, лосяш.

• Это герои «смешарики», да.

• Говорил звук Ш, читал слоги и слова.

III. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Формирование зрительного гнозиса.

Игра «Собери картинку (из 6 частей)». Листья все переверни и собери картинку, так ты узнаешь кто пришел к тебе в гости? Собрал? Молодец!

Узнал, кто это? Это Бараш. Прочитай, что он тебе говорит.

• У тебя есть друзья? Дружить – это хорошо или плохо? Хорошо, он приглашает тебя погулять.

• Игра «Узнай по силуэту». Посмотри, какие необычные облака, на что-то они похожи?

Как можно их назвать, одним словом?

Почему их называют «домашними»?

Развитие слухового восприятия

• Мы пришли куда? А лес какой осенью?

• А кого можно встретить в лесу? Слушай внимательно! (включаю анимацию с голосом медведя, волка, лисы… Назови, кто кричит?

Активизация словаря, обобщающих понятий

• Кого еще можно встретить в лесу? Говори полным ответом (появляются животные на слайде, ребенок называет)

• Как можно их назвать, одним словом? Почему их называют «дикими животными»?

• Игра «Найди маму для детеныша?» (работа у доски с картинками на магнитах). Посмотри все детеныши убежали от своих мам и перепутались, помоги им найти свою маму. Кто этот детеныш, правильно назови? К кому спешит он?

Упражнение в образовании притяжательных прилагат-ых

• Дикие животные сами делают себе жилище, посмотри что это? Кто там живет? чьё жилище? Говори полным ответом правильно. (выбрать картинку, прикрепить на доске, ответить предложением по образцу).

• Молодец, все детеныши нашли своих мам и заняли свои домики-жилище.

• Игра «Кто лишний?» Посмотри внимательно и назови, кто на картинке лишний? Почему? ( из 5 животных: 4домашних и 1 дикий, 4 диких жив. и 1 домашний)

• Где мы были на прогулке? В лесу? С какими новыми друзьями - дикими животными подружился Бараш с твоей помощью? Игра «Узнай животное» (наложенное контурное изображение диких животных)

• Какое время года наступит после осени? Кого не увидишь зимой в лесу?

• Медведь и еж впадают в спячку. Скажи, как ты понимаешь - «впадать в спячку?» Да, они крепко засыпают и спят до весны, не просыпаясь.

• Бараш хотел уже с нами попрощаться, но кто-то стёр половинки букв его имени. Допиши буквы, чтобы мы могли прочитать их.

• Бараш прощается с нами и благодарит тебя, вручает медаль «Молодец!» и дарит раскраску с его изображением. (приложение1)

• Да, собрал.

«Привет, помоги мне найти новых друзей.»

• Да, у меня есть друзья, дружить хорошо, пойдем гулять.

• Облака похожи на лошадь, кошку, барашка.

• Домашние животные. Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, они приносят ему пользу.

• Мы пришли в лес. Лес осенний.

Ученик поворачивается спиной к монитору и слушает звуки.

• Это рычит медведь. Это воет волк. Это кричит лиса.

• Можно встретить в лесу белку, ежа, зайца, волка, медведя, лису.

• Это дикие животные, они живут в лесу.

• Это бельчонок, он спешит к своей маме бельчихе. Это медвежонок, он бежит к маме-медведице, это лисенок и он ищет маму-лисицу и т. д.

• Это нора. В норе живет лиса, это лисья нора. Это дупло. В дупле живет белка, это беличье дупло. и т. д.

• Лишнее животное – лиса, потому, что она дикое животное. Лишняя – кошка, потому, что она домашнее животное.

• Бараш подружился с медведем, зайцем, лисой…. т. д.

• Наступит зима. Нельзя увидеть зимой медведя и ежа.

• Они спят зимой.

• БАРАШ

Дописывает нижние части стертых букв, читает слово.

• Спасибо!

IV. Подведение итогов

• Что делали на занятии?

• Тебе понравилось заниматься?

• Что было трудно?

• Как ты сегодня занимался? • Мы говорили звук Ш, слушали, играли, читали, писали.

• Мне понравилось ….

• Трудно было….

• Я занимался….

Публикации по теме:

Технологическая карта для проведения занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные в нашей семье» Технологическая карта Дата проведения: Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: "Составление рассказа.

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Живая шляпа» Технологическая карта ФИО участника: Сакова Юлия Александровна Образовательная область: речевое развитие (приоритетная область); интеграция:.

Технологическая карта логопедического занятия с обучающимся 1 класса с ЗПР, ОНР-II уровня, ринолалией на тему «Овощи» Тема. Овощи. Слова-действия. Буква ы Цель. Формировать умение пропевать звук [ы] в правильной артикуляционной позиции по подражанию, фиксировать.

Технологическая карта ООД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [З]» Вид ООД. Развитие речи. Тема ООД. «Звуковая культура речи: звук з» Задачи: Упражнять детей в четком произношении звука з. Интеграция ОО.

Технологическая карта организации детско-родительского занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни «Катя нашла котёнка» Технологическая карта организации совместного детско-родительского занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни Тема: «Катя нашла котёнка».

Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе «Айгерим накрывает стол» Орта тобына арналан йымдастырылан оу іс – рекетіні технологиялы.

Технологическая карта сценария занятия по развитию речи «Весенняя сказка» Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи. Задачи: Образовательные: 1. Совершенствовать.

Технологическая карта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Красивые цветы для пчёлки» Тема: «Красивые цветы для пчёлки» Возрастная группа: младшая группа Форма организации: групповая Средства: альбомные листы, пальчиковая.

Технологическая карта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Красивые цветы для пчёлки» Тема: «Красивые цветы для пчёлки» Возрастная группа: младшая группа Форма организации: групповая Средства: альбомные листы, пальчиковая.

Технологическая карта внеурочного занятия по ЗОЖ в 1 классе «Солнце, воздух и вода» Технологическая карта внеурочного занятия. Класс: 1 «Б» Программа: ЗОЖ «Мойдодыр» Тема занятия: «Солнце, воздух и вода» Форма занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 22:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД