Папки-передвижки

Технологическая карта урока по истории России «Обновленная Россия». 8 класс

Татьяна Химочкина
Технологическая карта урока по истории России «Обновленная Россия». 8 класс

Технологическая карта урока «Обновленная Россия»

Автор: учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей»

Тема урока : «Обновлённая Россия»

Предмет: история России

Класс : 8

Учебник: И. Л. Андреева, М. Л. Ляшенко

Тип урока : изучение нового материала.

Цели урока :

Публикация «Технологическая карта урока по истории России „Обновленная Россия“, 8 класс» размещена в разделах

Личностные: развитие чувства патриотизма и толерантности, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества; воспитание интереса к урокам истории России, к прошлому российского общества.

- личностные УУД: осмысливают гуманистические традиции и ценности российского общества при Петре I, проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

- метапредметные УУД:

формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом.

регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, развивают внимательность при работе с текстом параграфа.

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания, допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, развивают монологическую речь, использовать новые термины и понятия в историческом контексте;

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, систематизируют и обобщают проведенные Петром I реформы, учатся делать выводы;

- предметные УУД: выделяют основные черты реформы, конкретизируют их примерами, на основе анализа текста учебника представляют информацию в виде схемы, определяют причинно-следственные связи событий и процессов, определяют цель и итоги реформирования государственного управления, указывают на карте исторические объекты.

Задачи:

усвоить понятия: абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, сенат, Табель о рангах, фискал, меркантилизм, протекционизм.

Оборудование:

• ноутбук;

• мультимедийный проектор, экран,

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД анализ

1. Орг. момент Здравствуйте, ребята! Я рада Вас, видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Приветствуют учителя,

включение в учебный процесс

1. Мотивациция.

Ребята, давайте представим, что вы ненадолго стали корреспондентами исторического журнала вам поручено подготовить материал на заданную тему.

А для того, чтобы ее определить, я предлагаю вам прочесть текст документа, который лежит перед вами.

О чем идет речь в этом документе?

Ответы учащихся:

О преобразованиях Петра

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности

2. Актуализация знаний 1. А как мы можем озаглавить тему нашего урока? Каким словом мы можем охарактеризовать эти реформы, какие эпитеты можем использовать? Можем ли мы сейчас аргументировать свой ответ? Почему?

Каковы будут цели нашего урока?

Тема урока : «Обновлённая Россия»

Постановка проблемного вопроса: Проведённые реформы – это обновление или модернизация?

Мы сегодня с вами снова будем работать в группах, и прежде чем начать, давайте вспомним основные правила работы в группе

2. Давайте вспомним следующие события и явления, происходившие накануне петровских преобразований.

Что такое центральная власть, абсолютизм?

Вспомните когда появились приказы? Каковы были их функции? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства?

Нужны ли были России в начале XVIII века изменения, реформы или они нужны были Петру I?

3. Начните заполнять таблицу:

Знаю Хочу узнать Узнал

4. Сегодня мы с вами рассмотрим несколько проведенных преобразований и определим, были ли они действительно великими.

Итак, перед вами на столах лежат рабочие листы, давайте посмотрим, какие реформы мы с вами сегодня изучим?

Каждая группа должна изучить одно или два направления реформирования. У каждой группы есть рабочие листы, где необходимо выполнить определенные задания.

На выполнение работы у вас 10 минут.

Ответы учащихся: Великие, глобальные, значительные, всеобъемлющие.

Недостаточно знаний.

Формулирование целей урока совместно с учениками:

1. Каковы причины реформ Петра I

2. Реформы каких сфер общественной жизни проведены Петром I?

3. В чем суть проведенных реформ?

4. Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Правила работы в группах:

12. Выслушивать мнение всех участников группы

13. Не кричи и не перебивай товарищей

14. Не смейся над чужими ошибками.

Ответы учащихся:

Абсолютизм – это форма правления, при которой центральная власть принадлежит одному лицу (монарху).

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы.

Приказная система была введена Иваном Грозном. Их количество постоянно росло. Они ведали судебными и административными делами. Начальниками, или «судьями», главнейших приказов (Приказ Большого дворца, Разбойный приказ, Разрядный приказ и др.) были обычно бояре и «думные люди» ; с ними в приказах сидели дьяки и подьячие.

При существовавшей бюрократической централизации в Московском государстве в 17 веке, московские приказы были завалены бесконечным количеством судебных и административных дел. Имелось множество донесений и запросов от местных управителей – воевод, которые опасаясь государева гнева в случае ошибки, обращались в Москву по всяким мелочам. Данная система не была совершенной, так как уровень коррупции в приказах был очень высок.

Знаю Хочу знать узнал

К концу 17 века в России назревала необходимость проведения реформ во всех сферах жизнедеятельности общества. Какие реформы провел Петр1, и способствовали ли они улучшению жизни общества и государства?

Р: умение логически мыслить, формулировать цели своей учебной деятельности, планирование учебной деятельности.

К: участие в обсуждениях, проявление способности свободно, правильно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

П: анализ и отбор информации, установление причинно-следственных связей.

3.

Изучение новой темы 5. Итак, перед Вами листы с заданиями, вы в них будете работать самостоятельно.

1. Прочитайте пункт 1 и сформулируйте цели и характер петровских реформ

Работа группы 1.

2. Прочитайте абзац 1 пункта 2 и продолжите предложение «Высшим государственным органом власти, подчиненным монарху стал ___». Он учредил его в ___ году.

3. Ознакомьтесь с пунктом 2 и опишите орган власти, созданный в 1711 году по следующему плану:

А) Название

Б) функции:

В) кто его контролировал:

4. Прочитайте 3-4 абзацы пункта 2 и продолжите предложение: «До Петра I исполнительную власть осуществляли ___, которые были заменены. Новые органы власти включали в себя. Внешней политикой ведала ___, сухопутной армией ___, морским флотом ___, гражданскими и уголовными делами ___, горнозаводской промышленностью ___, мануфактурной промышленностью. Каждую ___ возглавлял ___, ___,.

В 1711 году, царь столкнувшись с массой злоупотреблений, ввел новую должность ___, которые должны были доносить ___ о всех случаях ___ ___, ___ и. Для этого он в ___году создал___ - высший контрольный орган, следивший за___,.

Работа группы 2

5. Прочитайте абзац 10 п. 2 и составьте схему территориального деления страны. Укажите главную задачу губернской реформы.

6. Прочитайте п. 3 и ответьте на вопрос «Какой орган стал управлять церковными делами» :. Кто фактически стал главой Русской православной церкви.

Ответьте на вопрос 2. в конце пункта параграфа 3.

7. Заполните схему «Государственное устройство после реформ Петра I»

Работа группы 3

8. Прочитайте пункт 5 параграфа и ответьте на следующие вопросы: 1.

Какие новые повинности появились при Петре 1?

2. Почему была проведена налоговая реформа, перечислите её результаты.

3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?

9. Прочитайте пункт 7 учебника. Выполните следующие задания:

1. Укажите сколько и какие мануфактуры появились при Петре 1, чем это было вызвано?

2. Какие отрасли развивались наиболее успешно?

3. Кто такие посессионные крестьяне? 4. Что такое меркантилизм и протекционизм? Какую протекционистскую политику проводило государство?

Работа группы 4.

Прочитайте пункт 6 параграфа и выполните задание

по следующему плану:

1. Дата проведение реформы,

2. Суть реформы,

3. Значение реформы

Ответы учащихся:

Северная война продиктовала логику реформ; каждая задача порождала новую, углубляя преобразования.

Потребность в реформах возникла еще в конце 17 века. Направленность реформ, их содержание и пределы определялись более глубинными процессами, происходившими в стране, обществе и государстве. Официальной целью всех преобразований провозглашалось достижение «общего блага». В понимании Петра 1 речь шла об интересах государства… Особое внимание Петр 1 и его «сотрудники» уделяли законам… Доставшиеся в наследство Петру государственные учреждения, были признаны непригодными.

Ответы учащихся:

«Высшим государственным органом власти, подчиненным монарху стал СЕНАТ». Он учредил его в 1711 году.

Ответы учащихся:

А) Название: Правительствующий Сенат.

Б) Административные функции, право издавать указы.

В) Монарх

Ответы учащихся

«До Петра I исполнительную власть осуществляли _приказы_, которые были заменены __коллегиями. Их функции охватывали наиболее важные отрасли. Внешней политикой ведала _Иностранных дел_, сухопутной армией Воинская коллегия__, морским флотом __Адмиралтейская_, гражданскими и уголовными делами __Юстиц-коллегия_, горнозаводской промышленностью __Берг-коллегия_, мануфактурной промышленностью __Мануфактур – коллегия. Каждую __коллегию__ возглавлял ___президенты,__, ___вице-президенты_, _советники.

В 1711 году, царь столкнувшись с массой злоупотреблений, ввел новую должность __фискалов___, ___, которые должны были доносить __государю_ о всех случаях _нрушения__законов___ ___казнокрадстве___, и ___взяточничестве.

Для этого он в _1722___году создал_прокуратуру___ - высший контрольный орган, следивший__ за_соблюдением законов_, _осуществлявший ___главный надзор.

Ответы учащихся:

Главной задачей губернской реформы было упорядочивание фискальной (налоговой) и финансовой систем для обеспечения нужд армии.

Ответы учащихся:

«Какой орган стал управлять церковными делами» : ___Святейший Синод_. Кто фактически стал главой Русской православной церкви _Патриарх (назначенный царем).

По сути, Синод стал ещё одной коллегией… была ограничена тайна исповеди… Священник, узнавший на исповеди о каких либо враждебных государю или государству намерениях, обязан был доносить об этом властям.

Ответы учащихся: Вместо подворного обложения, введенного Федором Алексеевичем, в 1724 году была введена подушная подать. Её должны были платить все лица мужского пола, принадлежащие к тягловому населению.

2. первоначально эта мера носила фискальный характер, однако в последствии не только крепостные люди, но и свободное население оказалось прикреплено к месту жительства – уплата подушной подати.

3. Проведена паспортная система, которая еще сильнее прикрепляла крестьянина к помещику.

Ответы учащихся:

1. В 1725 году работало уже 221 мануфактура. Их появление было связано с необходимостью строительства флота и развития армии в условиях проведения активной внешней политики на Западе.

2. Кожевенные, поташные, стекольные, кирпичные, оружейные, парусные, шёлковые, хлопчатобумажные и др.

Железоделательное и оружейное производство развивалось особенно успешно благодаря известному российскому предпринимателю Н. А. Демидову. Был создан целый военно-промышленный комплекс. Вся оружейная продукция шла на вооружение русской армии и флота.

3. Посессионные крестьяне – крестьяне из числа крепостных, беглых крепостных прикрепленных к заводам мануфактурщиков.

4. Меркантилизм- политика государства в области экономики, которая проводила меры, направленные на заботу о положительном торговом балансе страны.

Протекционизм – государственная мера, направленная на повышение таможенных пошлин для ввозимых товаров из – за границы. В 1724 году для развития этой системы был принят Торговый тариф.

Ответы учащихся:

1714 г.

Уравнение боярской вотчины и дворянского поместья

Появление единого дворянского сословия

Пётр поставил во главу угла заслуги перед государством. Они и только они, по мысли реформатора, могли определить положение человека в России, уровень его прав и привилегий. Служить государству – вот главная цель жизни императора, служить государству – это должно было стать и целью жизни его подданных. Это и стало основой изданной в 1722 г. Табели о рангах, закона, регламентировавшего порядок прохождения гражданской и военной службы.

4.

Закрепление изученного материала В начале урока мы поставили проблему:

Проведённые реформы – это обновление или модернизация?

На странице 45 учебника к проблемному вопросу приведены три варианта ответа, выберите один из них и приведите не менее трех аргументов. Вариант Б.

Ответы учащихся: Мы видим, что без проведенных Петром I реформ Россия не могла добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии.

Реформы имели большое значение для страны – они укрепили безопасность страны, поставили страну в один ряд с великими европейскими державами, усовершенствовали систему государственного и местного управления, были введены выборные начала в управлении городами, церковь превратилась в один из государственных инструментов,

5.

Оценка уровня успешности Возвращаемся в начало вашей самостоятельной работы и заполняем последнюю колонку таблицы «Что я узнал».

Л: навык оценочной деятельности.

К: овладение коммуникативными навыками в процессе общения, проявление способности свободно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6.

Домашнее задание Ребята, кроме изучения параграфа, я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания:

1. 1. Подготовить синквейн о реформах Петра.

2. Составьте предложения с новыми терминами, которые вы сегодня узнали и которые необходимо запомнить.

3. Подтвердите или опровергните примерами вывод: «Реформы управления Петра I способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии»

Р: планирование учебной деятельности

Приложение

Рабочий лист Группы №1

«Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Первый велел считать месяцы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII века год начинали с церковного новолетия – 1 сентября, а летоисчисление вели от сотворения мира). Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир – по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать её – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Первый их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…».

(историк XIX века, М. Н. Погодин)

2. Прочитайте абзац 1 пункта 2 и продолжите предложение «Высшим государственным органом власти, подчиненным монарху стал ___». Он учредил его в ___ году.

3. Ознакомьтесь с пунктом 2 и опишите орган власти, созданный в 1711 году по следующему плану:

А) Название

Б) функции:

В) кто его контролировал:

4. Прочитайте 3-4 абзацы пункта 2 и продолжите предложение: «До Петра I исполнительную власть осуществляли ___, которые были заменены. Новые органы власти включали в себя. Внешней политикой ведала ___, сухопутной армией ___, морским флотом ___, гражданскими и уголовными делами ___, горнозаводской промышленностью ___, мануфактурной промышленностью. Каждую ___ возглавлял ___, ___,.

В 1711 году, царь столкнувшись с массой злоупотреблений, ввел новую должность ___, которые должны были доносить ___ о всех случаях ___ ___, ___ и. Для этого он в ___году создал___ - высший контрольный орган, следивший за___,.

Рабочий лист Группы №2

«Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Первый велел считать месяцы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII века год начинали с церковного новолетия – 1 сентября, а летоисчисление вели от сотворения мира). Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир – по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать её – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Первый их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…».

(историк XIX века, М. Н. Погодин)

Работа группы 2

1. Прочитайте абзац 10 п. 2 и составьте схему территориального деления страны. Укажите главную задачу губернской реформы.

2. Прочитайте п. 3 и ответьте на вопрос «Какой орган стал управлять церковными делами» :. Кто фактически стал главой Русской православной церкви.

Ответьте на вопрос 2. в конце пункта параграфа 3.

3. Заполните схему «Государственное устройство после реформ Петра I»

Система государственного управления Петра 1.

Рабочий лист Группы №3

«Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Первый велел считать месяцы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII века год начинали с церковного новолетия – 1 сентября, а летоисчисление вели от сотворения мира). Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир – по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать её – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Первый их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…».

(историк XIX века, М. Н. Погодин)

1. Прочитайте пункт 5 параграфа и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие новые повинности появились при Петре 1?

2. Почему была проведена налоговая реформа, перечислите её результаты.

3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?

2. Прочитайте пункт 7 учебника. Выполните следующие задания:

1. Укажите, сколько и какие мануфактуры появились при Петре 1, чем это было вызвано?

2. Какие отрасли развивались наиболее успешно?

3. Кто такие посессионные крестьяне?

4. Что такое меркантилизм и протекционизм? Какую протекционистскую политику проводило государство?

Рабочий лист Группы №4

«Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Первый велел считать месяцы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII века год начинали с церковного новолетия – 1 сентября, а летоисчисление вели от сотворения мира). Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир – по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать её – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Первый их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…».

(историк XIX века, М. Н. Погодин)

1. Прочитайте пункт 6 параграфа и выполните задание

по следующему плану:

1. Дата проведение реформы,

2. Суть реформы,

3. Значение реформы

Знаю Хочу знать Узнал

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по истории России «Обновленная Россия». 8 класс
Опубликовано: 4 июня 2020 в 15:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД