Света Надейкина
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием А–О. Корни ЛАГ — ЛОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ФИО учителя: Надейкина Светлана Валерьевна
Школа: МОУ «Гимназия № 29» г. о. Саранск
Класс : 5 «Б»
Дата: 16.02.2017 г.
Тема: Правописание корней с чередованием А–О. Корни -ЛАГ- / -ЛОЖ-.
Цель урока : Усвоить написание букв А–О в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ-.
Задачи урока :
Образовательные:
Публикация «Технологическая карта урока русского языка в 5 классе „Правописание корней с чередованием А–О, Корни ЛАГ — ЛОЖ“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– формировать навык правописания А–О в корнях -ЛАГ- / -ЛОЖ-;
– научить владению способом выбора А–О в корнях -ЛАГ- / -ЛОЖ-;
– научить формулировать правило и запоминать ход действий.
Развивающие:
– развивать память, воображение, речь.
– развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
– воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
УУД:
– коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы;
– регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия;
– познавательные: осуществить рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: по источнику передачи знаний: словесный, наглядный; по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания, работа у доски.
УМК:
Русский язык. Теория. 5–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012. – 319, [1] с. : ил.
Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012. – 270, [2] с. : ил.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, опорный конспект «Правописание корней с чередованием А – О. Корни -ЛАГ- /-ЛОЖ-», доска, мел, карточки-смайлики для этапа рефлексии.
Содержание этапов урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап. (1-2 мин)
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Создание благоприятный психологический настрой на работу:
– Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа. Подготовка класса к уроку.
Приветствие учителя, дети настраиваются на работу. Личностные:
смыслообразование
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)
Мотивация учебной деятельности
Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Повторение пройденного материала.
Работа с презентацией.
– Даны два текста, необходимо определить их стиль и отличительные признаки.
1) Кошка. Исконное слово. Сменило существительное котка. Вероятно, переоформление кочка (чешск., суф. производного от коча (чк > шк, образованного с помощью суф. -j- от котъ. (Школьный этимологический словарь русского языка)
2) «Я говорю:
– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
Я говорю:
– Натощак – не много ли? Может вытошнить.
А она:
– Нет, – говорит, – мы привыкшие.
И четвёртое берёт.
Тут ударила мне в голову кровь.
– Ложи, – говорю, – взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте блестит зуб.
А мне будто под хвост попала вожжа. Всё равно, думаю, теперь не гулять с ней.
– Ложи, – говорю, – к чёртовой матери!»
М. Зощенко «Аристократка»
Создание проблемной ситуации:
– Мы уже с вами знаем, что в корне слова происходят чередования гласных и согласных звуков, полногласных и неполногласных сочетаний. Кто может привести примеры таких чередований?
Читают текст, определяют стиль и отличительные признаки.
Делают самостоятельно вывод по пройденному параграфу.
Отвечают на вопросы учителя, приводя примеры.
Отвечают на вопрос учителя, приводят соответствующие примеры
Чередование гласных звуков : блестеть – блистать (е // и).
Чередование согласных звуков : сыпать – сыплю (п // пл).
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний: город – град (оро // ра).
Познавательные:
анализ, сравнение, обобщение
Личностные:
интерес к различным видам учебной деятельности
Регулятивные:
выполнять действия в устной форме
Коммуникативные:
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
3. Актуализация знаний (10 мин)
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.
Наблюдение:
– Проанализируйте содержание таблицы на странице 70 нашего учебника-теории. Рассмотрите обозначение орфограммы, данное в таблице. Сформулируйте правило правописания корней -ЛАГ-/-ЛОЖ-
Активизирует знания учащихся, объяснение нового материала:
Объяснение нового материала:
Правило правописания корней с чередованием гласных а – о можно объединить в две группы:
1) правописание корней зависит от места ударения;
2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Так, от звука, следующего за корнем, зависит правописание корней – -лаг-,-лож-, -кас-(-кос-).
В корнях -лаг- (-лож-,-кас-(-кос-) пишется а, если за корнем следуем суффикс -а- :
-лаг-а- -лож-
полагать положить
предлагать предложить
-кас-а- -кос-
касаться коснуться
касание прикосновение Анализ содержания таблицы. Формулировка правила правописания корней -ЛАГ-/-ЛОЖ-.
В корнях -лаг-(-лож-, -кас-(-кос-) пишется а, если за корнем следуем суффикс -а-
Совместно с учителем обсуждают теоретический материал § 51.
Познавательные:
определение основной и второстепенной информации
постановка и формулирование проблемы
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Коммуникативные:
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Коммуникативные:
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)
Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Работа у доски:
Упр. 566, стр. 166. Необходимо подобрать однокоренные существительные, обозначая указанную орфограмму.
Предлагать, предполагать, слагать, прилагать; соприкасаться, касаться.
Обратить внимание на задание под упражнением: К существительным необходимо составить словосочетания по схеме «глагол + сущ.». Указать значения слова «предложение» в разных словосочетаниях.
Грамматическая физминутка
Если в корне «а» – хлопаем в ладоши,
если в корне «о» – встаем.
Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, предл…жить блины, безотл…гательное дело, радостное предпол…жение, распол…житься у костра. Поочерёдно выполняют упражнение по цепочке.
Предлагать – предложение, предполагать – предположение, слагать – сложение, прилагать – приложение; соприкасаться – соприкосновение, касаться – касание.
Выполняют дополнительное задание устно.
Выполняют физминутку.
Познавательные:
структурирование знаний;
выполнение действий по алгоритму
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Коммуникативные:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы
5. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Применение знаний и способов действий (10мин)
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления
Опрос:
1) От чего зависит написание корней с чередованием? (от суффикса -а-)
2) Какие это корни? (-лаг-,-лож-)
3) Когда пишется корень -лаг-? (примеры).
4) В каком случае пишется корень -лож-? (примеры)
5) Запомните суффикс-командир -а-, он командует писать в корне гласную а.
Работа по карточкам :
– Ребята, а теперь давайте поработаем маленькими группами по 3-4 человека. Вам, необходимо выполнить задание на карточках и обвести кружками правильный вариант. КАРТОЧКИ (приложение)
Устно отвечают на вопросы, приводят примеры.
Работают маленькими группами (2-3 чел.). После чего, делают самопроверку.
Познавательные:
анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация
Личностные:
интерес к различным видам учебной деятельности
Коммуникативные:
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Коммуникативные:
стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве;
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.
– Дети, открываем дневники, записываем домашнее задание: § 51 и упр. 568
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Закрепление правила «Употребление глаголов класть и положить в тексте». Морфемный и орфографический разбор слов в тексте.
Записывают домашнее задание в своих дневниках.
Обращают внимание на морфемный и орфографический разбор слов: сохранения2, (в) памятке6, прочитаешь6. Познавательные:
извлечение необходимой информации из текстов
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Коммуникативные:
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Организует рефлексию.
– В чём испытывали трудности?
– Что помогло нам их преодолеть?
– Оцените свою деятельность на уроке.
Красный смайлик – понравился урок;
Желтый смайлик – не совсем понравился;
Зеленый смайлик – совсем не понравился.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Урок закончился. До свидания! Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение и впечатление.
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные:
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации