МААМ-картинки

Консультация «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Марина Чубко
Консультация «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Развитие речи детей средствами устного народного творчества

(Подготовила Чубко М. Е., воспитатель высшей квалификационной категории)

1СЛАЙД

Речь - это один из важных источников познания окружающего мира, необходимый компонент общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Публикация «Консультация „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах

Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

2СЛАЙД

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений русского народного творчества. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе.

Я пришла к выводу, что один из вариантов решения проблемы развития речевой активности - это использование устного народного творчества для развития речи детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, получает первые впечатления. Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.

Детский фольклор – это область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре.

С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

3 СЛАЙД (ЛИТЕРАТУРА)

Над темой развития речи детей я работаю на протяжении нескольких лет, изучаю литературу по теме, интересуюсь новыми разработками, методами и все же пришла к выводу, что использование устного народного творчества самый действенный метод.

В своей работе я использовала следующие виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. При отборе фольклорного материала учитывала возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста подбирала «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте большое внимание уделяла народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомила с таким фольклорным материалом, как былины, обрядовые песни.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.

4 - 5 СЛАЙД (ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ)

Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д.

Утреннюю гимнастику, физ. минутки, прогулки — всё это проводила, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.

Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие. Для развития мелкой моторики использовала игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. К концу года дети знают их много, потому что мы проговариваем игры как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Читая детям русскую народную сказку, я старалась выделить интонацией и мимикой главную мысль, дать оценку героям и их поступкам. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми новых слов и обогащения словарного запаса рассматривала с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Вместе с детьми инсценировали отрывки из сказок или целые сказки, разговаривали голосами сказочных персонажей, что помогало формированию выразительности речи детей.

6 СЛАЙД (ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев, превращаться в волшебников и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста- перевёртыши, небылицы.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей. Неоднократное повторение, заучивание, инсценирование - перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Пословицы и поговорки старалась включать во все режимные моменты и подбирала так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.

Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка заставляет ребенка размышлять о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Загадки старалась использовать на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности.

7СЛАЙД (ВИДЫ ТЕАТРОВ)

Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я систематически проводила работу над оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей. В книжном уголке оформлена выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Подобраны дидактические и настольно-печатные игры: "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", «Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".

В центре театральной деятельности представлены : кукольный, настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, настольные театры. В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов. Многие виды театров мы с детьми изготавливаем сами используя подручные средства : губки, пуговицы, картон, бумагу, природный материал и т. д. В ходе изготовления вспоминаем сюжет из сказки, потешки, заклички ит. д.

Работа по развитию речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, могу утверждать, что результаты проводимой работы положительные. Дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Появилось желание самостоятельно сочинять загадки, сказки. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Я считаю, что опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников посредством устного народного творчества» дал хороший результат. Данные выводы основаны на результатах диагностической динамики достижений дошкольников.

В дальнейшем буду продолжать стимулировать речевую активность детей, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения; активно применять в работе с детьми образцы устного народного творчества с использованием эффективных, занимательных методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать увеличению интереса у дошкольников к этому виду речевой деятельности.

Процесс овладения речью будет продолжаться на протяжении всей жизни. Но он всегда будет основан на том, что усвоено человеком в самом начале. Без участия речи ребёнок не может осознавать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в словесной форме.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 08:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД