Приложение МААМ

Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«

Светлана Сафарова
Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педагогическом совете

Тема: „Коллаж - как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей с О

ВЗ“[/b]

Известный исследователь детского творчества С. А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, полученных им через слова, картинку и другие виды искусства».

Публикация «Тема: „Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ„» размещена в разделах

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования)

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они несамостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, они лишены широких контактов, Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства. Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в использовании нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Коллаж: от французского «collage», наклеивание. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. (Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.)

Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Начиная с последних десятилетий ХIХ века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кинофильмов – это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.

В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:

Декупаж

Ассамбляж

Аппликация

Киноколлаж

Монтаж или компьютерный коллаж

Цель работы в технике коллажа - создание условий для развития и проявления художественных способностей ребенка в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, изобразительного искусства и художественного творчества взрослых и детей.

2. Учить планировать свою деятельность, осуществлять задуманное.

3. Развивать художественный вкус через создание гармоничных, цветовых композиции с использованием разнообразных материалов.

4. Мотивировать интерес детей к работе с разнообразными материалами.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при выполнении коллективной работы.

6. Способствовать развитию самостоятельности и инициативности при создании коллажей.

7. Развивать интеллектуальную, творческую активность ребенка. Работа по созданию коллажа развивает мышление, познавательные способности детей. Дети размышляют, какую выбрать тему, придумывают и выбирают картинки по теме сюжета, подбирают материал для оформления, подбирают оборудование, которое им пригодится в работе. В процессе деятельности они знакомятся со свойствами предметов и материалов, с которыми работают.

8. Развивать мелкую моторику рук, технические навыки в изобразительной деятельности, творческие способности в продуктивных видах детской деятельности

9. Создавать условия для снятия психологического напряжения, создавать «ситуацию успеха»;

Различают несколько типов коллажей:

1. По характеру выполнения: плоский, объемный

2. По содержанию: предметный, сюжетный, тематический

3. По виду творческой деятельности: коллаж-аппликация, рисунок с элементами коллажа, смешанный

Материал, используемый для создания коллажа делят на три группы:

• коллаж из журнальных вырезок, газет, фотографий; раскрасок, рисунков или нарисованных элементов;

• коллаж из природного материала; каштаны, жёлуди, фасоль, глина,

• коллаж из бытового материала: бусинки, пуговицы, кусочки ткани, мешковина, фольга, пенопласт, проволока, нитки, пластмасса, Поролон, ватные диски, бумажные розетки, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета.

Из отдельных образов можно создать коллективную работу.

Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки, стекла, пенопласта, старой прикрепления с помощью проволоки, сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Самое распространенное использование: ватман, альбомный лист, картон

Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, изготовить планшет с липкой поверхностью (скотч, можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов

Чаще всего используют примерную технологию изготовления любого коллажа: тонирование фона, отбор материала по цвету и фактуре, составление композиции, детализация изображения, оформление работы.

Коллаж – один из наиболее благоприятных видов техники для детей с ОВЗ.

Преимущества использования для детей с ОВЗ

Коллаж дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Ведь, работая вместе над созданием коллективного коллажа, у каждого ребенка появляется возможность работать в собственном темпе и ритме. У ребенка повышается самооценка, видя готовую работу, созданную совместно с товарищами, независимо от внесенного личного вклада (пусть это незначительный налеп или наклеенные кусочки обрывной аппликации).

А так же именно коллаж позволяет ребенку возвращаться к работе, если это не получилось сделать вместе в какой-то промежуток времени (был занят на индивидуальных занятиях, или в силу самочувствия не смог присоединиться ко всем). Ведь дети с удовольствием рассматривают коллажи, дорисовывают, дополняют какими-то деталями.

Над общим коллажом дети работают в течение нескольких занятий. На одном коллаже могут появиться результаты продуктивной деятельности: это и лепка, и аппликация, и рисование, и конструирование из бумаги, и ручной труд, при этом ориентированные на разные возрастные возможности детей.

В коллаже сочетаются все виды детской художественной деятельности: ручной труд, рисование, аппликация, лепка, конструирование.

В процессе изготовления коллажа, очень хорошо использовать нетрадиционные техники, из многообразия которых выбрала наиболее доступные для наших детей. Это рисование пальцами, ватными палочками, губкой, пакетом, сжатой бумагой, зубной щеткой и расческой, «рисунок ветра», оттиск и тонирование поролоном. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирования «образца взрослого», так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.

Конечно, дети рисуют и традиционными материалами, дорисовывают или вырезают какие-то элементы из своих рисунков.

Во время аппликации ребята сначала создают части общей работы (вагончики поезда, дома, а потом воссоздают целое (поезд, город). часто сочетаю обрывную технику (ведь ножницы для детей с ограниченными возможностями здоровья порой очень сложны). Игра с бумагой, ватой, салфетками, различными видами бумаги доставляет детям радость, воздействуя на все органы чувств, способствует развитию мелкой моторики рук. С помощью экспериментов дети с особенностями в развитии узнают, что эти материалы можно рвать, мять, катать, скручивать, сгибать и т. д. Дети часто сами предлагают использовать разнообразный материал: комочки из бумаги и салфеток, природный материал (листья, соломка).

Лепка – это и отдельные элементы (хвост кометы, стебель) и предметы: машины, насекомые, деревья и т. д.)

Конструирование и ручной труд позволяют создавать объемные элементы коллажей. А сейчас дети научились хорошо плести из ниток, благодаря кружку «Волшебная петелька» и используют сплетенные «косички» для общих и индивидуальных коллажей. Индивидуальные коллажи часто ребята изготавливают для подарка родным.

Различные виды художественного творчества позволяют решать не только программные задачи, но и создают условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе (плечо к плечу) и проявлять лидерские качества.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ОВЗ. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку.

В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием коллажа является наиболее доступной детям с овз

КОЛЛАЖ – это наглядное моделирование, которое облегчает детям овладение связной речью, т. к. использование картинок, символов, а затем разнообразных материалов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс. Метод коллажирования развивает не только речь, но и внимание, память, образное видение действительности, а следовательно способствует развитию художественного мышления на основе имеющихся образов.

Хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Применяя технику коллажа, мы ориентируемся на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО:

- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, старается разрешать конфликты.

- ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, для построения речевого высказывания в ситуации общения

-ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

«Цветёт земля улыбками цветов». Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование)«Цветёт земля улыбками цветов». Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование) Первые цветы весны Краше снежной белизны. Отражают цвет небесный, Перламутровый,чудесный. В этом цвете - облака, Бирюзовая река, Розоватый,нежный.

«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование)«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование) Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том,как мы знакомились с устным народным творчеством.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей»Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей» Я живу в Зауралье в городе Кургане, много лет работаю в детском саду «Бусинка» № 113. Мой детский сад, действительно можно назвать «садом»,.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Творческие работы «По мотивам Жостово» в техниках декупаж, аппликация, коллажТворческие работы «По мотивам Жостово» в техниках декупаж, аппликация, коллаж Недалеко от Москвы, в деревне Жостово расположилась фабрика мастеров жостовской росписи. Здесь живут настоящие мастера своего дела. Они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«
Опубликовано: 23 октября 2022 в 11:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сафарова (УИ 532828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД