Получи документы

Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«

Светлана Сафарова
Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«

Доклад на педагогическом совете

Тема: „Коллаж - как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей с О

ВЗ“[/b]

Известный исследователь детского творчества С. А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, полученных им через слова, картинку и другие виды искусства».

Публикация «Тема: „Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ„» размещена в разделах

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования)

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они несамостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, они лишены широких контактов, Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства. Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в использовании нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Коллаж: от французского «collage», наклеивание. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. (Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.)

Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Начиная с последних десятилетий ХIХ века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кинофильмов – это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.

В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:

Декупаж

Ассамбляж

Аппликация

Киноколлаж

Монтаж или компьютерный коллаж

Цель работы в технике коллажа - создание условий для развития и проявления художественных способностей ребенка в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, изобразительного искусства и художественного творчества взрослых и детей.

2. Учить планировать свою деятельность, осуществлять задуманное.

3. Развивать художественный вкус через создание гармоничных, цветовых композиции с использованием разнообразных материалов.

4. Мотивировать интерес детей к работе с разнообразными материалами.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при выполнении коллективной работы.

6. Способствовать развитию самостоятельности и инициативности при создании коллажей.

7. Развивать интеллектуальную, творческую активность ребенка. Работа по созданию коллажа развивает мышление, познавательные способности детей. Дети размышляют, какую выбрать тему, придумывают и выбирают картинки по теме сюжета, подбирают материал для оформления, подбирают оборудование, которое им пригодится в работе. В процессе деятельности они знакомятся со свойствами предметов и материалов, с которыми работают.

8. Развивать мелкую моторику рук, технические навыки в изобразительной деятельности, творческие способности в продуктивных видах детской деятельности

9. Создавать условия для снятия психологического напряжения, создавать «ситуацию успеха»;

Различают несколько типов коллажей:

1. По характеру выполнения: плоский, объемный

2. По содержанию: предметный, сюжетный, тематический

3. По виду творческой деятельности: коллаж-аппликация, рисунок с элементами коллажа, смешанный

Материал, используемый для создания коллажа делят на три группы:

• коллаж из журнальных вырезок, газет, фотографий; раскрасок, рисунков или нарисованных элементов;

• коллаж из природного материала; каштаны, жёлуди, фасоль, глина,

• коллаж из бытового материала: бусинки, пуговицы, кусочки ткани, мешковина, фольга, пенопласт, проволока, нитки, пластмасса, Поролон, ватные диски, бумажные розетки, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета.

Из отдельных образов можно создать коллективную работу.

Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки, стекла, пенопласта, старой прикрепления с помощью проволоки, сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Самое распространенное использование: ватман, альбомный лист, картон

Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, изготовить планшет с липкой поверхностью (скотч, можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов

Чаще всего используют примерную технологию изготовления любого коллажа: тонирование фона, отбор материала по цвету и фактуре, составление композиции, детализация изображения, оформление работы.

Коллаж – один из наиболее благоприятных видов техники для детей с ОВЗ.

Преимущества использования для детей с ОВЗ

Коллаж дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Ведь, работая вместе над созданием коллективного коллажа, у каждого ребенка появляется возможность работать в собственном темпе и ритме. У ребенка повышается самооценка, видя готовую работу, созданную совместно с товарищами, независимо от внесенного личного вклада (пусть это незначительный налеп или наклеенные кусочки обрывной аппликации).

А так же именно коллаж позволяет ребенку возвращаться к работе, если это не получилось сделать вместе в какой-то промежуток времени (был занят на индивидуальных занятиях, или в силу самочувствия не смог присоединиться ко всем). Ведь дети с удовольствием рассматривают коллажи, дорисовывают, дополняют какими-то деталями.

Над общим коллажом дети работают в течение нескольких занятий. На одном коллаже могут появиться результаты продуктивной деятельности: это и лепка, и аппликация, и рисование, и конструирование из бумаги, и ручной труд, при этом ориентированные на разные возрастные возможности детей.

В коллаже сочетаются все виды детской художественной деятельности: ручной труд, рисование, аппликация, лепка, конструирование.

В процессе изготовления коллажа, очень хорошо использовать нетрадиционные техники, из многообразия которых выбрала наиболее доступные для наших детей. Это рисование пальцами, ватными палочками, губкой, пакетом, сжатой бумагой, зубной щеткой и расческой, «рисунок ветра», оттиск и тонирование поролоном. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирования «образца взрослого», так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.

Конечно, дети рисуют и традиционными материалами, дорисовывают или вырезают какие-то элементы из своих рисунков.

Во время аппликации ребята сначала создают части общей работы (вагончики поезда, дома, а потом воссоздают целое (поезд, город). часто сочетаю обрывную технику (ведь ножницы для детей с ограниченными возможностями здоровья порой очень сложны). Игра с бумагой, ватой, салфетками, различными видами бумаги доставляет детям радость, воздействуя на все органы чувств, способствует развитию мелкой моторики рук. С помощью экспериментов дети с особенностями в развитии узнают, что эти материалы можно рвать, мять, катать, скручивать, сгибать и т. д. Дети часто сами предлагают использовать разнообразный материал: комочки из бумаги и салфеток, природный материал (листья, соломка).

Лепка – это и отдельные элементы (хвост кометы, стебель) и предметы: машины, насекомые, деревья и т. д.)

Конструирование и ручной труд позволяют создавать объемные элементы коллажей. А сейчас дети научились хорошо плести из ниток, благодаря кружку «Волшебная петелька» и используют сплетенные «косички» для общих и индивидуальных коллажей. Индивидуальные коллажи часто ребята изготавливают для подарка родным.

Различные виды художественного творчества позволяют решать не только программные задачи, но и создают условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе (плечо к плечу) и проявлять лидерские качества.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ОВЗ. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку.

В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием коллажа является наиболее доступной детям с овз

КОЛЛАЖ – это наглядное моделирование, которое облегчает детям овладение связной речью, т. к. использование картинок, символов, а затем разнообразных материалов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс. Метод коллажирования развивает не только речь, но и внимание, память, образное видение действительности, а следовательно способствует развитию художественного мышления на основе имеющихся образов.

Хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Применяя технику коллажа, мы ориентируемся на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО:

- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, старается разрешать конфликты.

- ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, для построения речевого высказывания в ситуации общения

-ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

«Цветёт земля улыбками цветов». Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование)«Цветёт земля улыбками цветов». Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование) Первые цветы весны Краше снежной белизны. Отражают цвет небесный, Перламутровый,чудесный. В этом цвете - облака, Бирюзовая река, Розоватый,нежный.

«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование)«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование) Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том,как мы знакомились с устным народным творчеством.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей»Из опыта работы «Нетрадиционное рисование в развитии малышей» Я живу в Зауралье в городе Кургане, много лет работаю в детском саду «Бусинка» № 113. Мой детский сад, действительно можно назвать «садом»,.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Творческие работы «По мотивам Жостово» в техниках декупаж, аппликация, коллажТворческие работы «По мотивам Жостово» в техниках декупаж, аппликация, коллаж Недалеко от Москвы, в деревне Жостово расположилась фабрика мастеров жостовской росписи. Здесь живут настоящие мастера своего дела. Они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«
Опубликовано: 23 октября 2022 в 11:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД