Папки-передвижки

Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника»

Олеся Викторовна Цветнова
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника»

«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

О. В. Цветнова, педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории

МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие г. Орска»,

город Орск, Оренбургской области

Усваивается всё прочно и надолго,

когда ребёнок

слышит, видит и делает сам.

Публикация «Консультация „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника“» размещена в разделах

Современные требования образования ведут педагогов к поиску новых эффективных форм обучения дошкольников. У детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

В ходе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто выслушать рассказ взрослого об изучаемых объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, увидеть на экране презентации красочные и захватывающие картинки.

Организуя опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание того, как это применить в жизни.

Детям очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так они могут найти ответы на многие свои вопросы. В такие минуты ребенок чувствует себя настоящим исследователем и первооткрывателем. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?», «Что хрустит под ногами?» и тогда они начинают искать ответы на них.

Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».

Поэтому в процессе экспериментирования дети учатся:

-Видеть и выделять проблему

-Принимать и ставить цель

-Анализировать объект или явление

-Выделять существенные признаки, связи

-Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

-Отбирать материал для самостоятельной деятельности

-Делать выводы

Эксперименты могут быть групповые или индивидуальные; эксперименты можно разделить на циклические и однократные; они могут быть: демонстрационные, фронтальные.

Работая по программе «Зеленые тропинки» в соответствии с тематикой учебных занятий провожу цикл опытов по темам :

Секреты природы - «Воздух – невидимка»

Опыт №1 : «Воздух - без цвета, прозрачный, без вкуса, легкий, является газом».

Опыт №2 : «Есть ли воздух вокруг нас».

Опыт №3 : «Как увидеть воздух».

Опыт №4 : «Воздух имеет свойство нагреваться и охлаждаться».

Опыт №5 : «Загадочные пузырьки», др

В результате этой работы, мы делаем выводы, что мы не только должны с ним играть, наблюдать, но, самое главное, мы должны его беречь. Чистый воздух - это наше здоровье, Поэтому через разные виды деятельности обучающиеся получают знания о том, какую пользу приносит воздух в жизни окружающего мира.

При изучении тем о временах года, природных явлениях (дождь, роса, снегопад, проводим цикл опытов «Вода – чудесница».

Здесь мы знакомимся с основными свойства воды - прозрачная, без цвета и запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах, с различными состояниями воды - лед, вода, пар.

Опыт №1 : «В царстве царя разноцвета».

Опыт №2 : «Коврик для друга».

Опыт №3 : «Цветные льдинки», др

С целью расширения представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях, провожу эксперименты: «Тонет, не тонет», «Горит ли вода», «Соль, сахар и песок в воде», «Почему мы промокаем под дождем», «Что будет, если положить семена в воду», «Зачем поливать цветы» и т. п.

Неподдельный интерес у детей вызывают ряд экспериментов, опытов, наблюдений под условным названием «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…».

Обучающий компонент:

- солнце - источник тепла и света;

- смена дня и ночи;

- роль света в жизни растений и животных (опыт на примере комнатных растений);

- сезонные изменения в природе;

- роль солнца в жизни человека;

- солнце и наше здоровье.

В процессе наблюдений и опытов обучающиеся находят ответ на вопросы: «Где быстрее испаряется вода?». На подоконнике на солнечной стороне или в тени? И почему? «Как влияет солнце на температуру воздуха?»

Опытно – экспериментальная деятельность под общим названием «Что у нас под ногами?» позволяет расширить имеющиеся знания детей по теме «камни, песок, глина», «почва».

Обучающий компонент:

- свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду;

- разнообразие камней в природе (твердость);

- глина, её свойства: пластичность, вязкость, плотность.

- почва - верхний слой земли, как «живая земля»;

- обитатели почвы (на примере дождевого червя);

Обучающиеся с радостью и с огромным интересом включаются в работу на таких занятиях, разрешают проблемные ситуации. Детям необычайно интересен сам процесс экспериментирования, в ходе которого посредством постановки элементарных опытов каждый из них может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение общей проблемы.

Особое внимание на каждом занятии уделяю технике безопасности. Для каждого вида работы разработала правила поведения. Изготовила карточки - символы, которые помогают обучающимся вспомнить правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при проведении опытов.

Испытываешь огромное удовлетворение, когда видишь радостные глаза детей, их восторг от проделанной работы. Когда дети превращаются в маленьких ученых, застенчивые дети становятся более активными, а непоседы внимательными и терпеливыми.

Для реализации данного опыта работы необходима единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями.

Работе с родителями по этому направлению также уделяю большое внимание. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Основные задачи в работе с родителями вижу в том, чтобы: установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого обучающегося, объединив усилия для развития и воспитания детей.

Родители оказывают помощь в оснащении материалами для экспериментов, помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Во время консультаций, личных бесед и родительских собраний я убеждаю родителей, что необходимо уделять должное внимание детскому экспериментированию.

На стенде для родителей помещаю буклеты, памятки и рекомендации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», «Экспериментирование с водой» и др.

Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.

Для повышения результативности работы у нас оборудован передвижной уголок опытно-экспериментальной деятельности.

Заинтересовавшись опытами, ребенок может свою любовь к исследованиям пронести через всю свою жизнь. И, думаю, какую бы профессию ни выбрали для себя в будущем наши обучающиеся, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Использованная литература:

1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова / Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с., ил. -, (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

2. «Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гобиридзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт. -сост. Л. А. Королева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128с.

6. Программа экологической направленности: С. Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.

7. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г. ;

8. Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

9. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом» Методическая разработка. Опытно –экспериментальная деятельность: вода под микроскопом с использованием цифрового микроскопа Levenhuk Цель.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется иней»Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется иней» Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 17:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД