МААМ-картинки

Педагогика личности и деятельности воспитателя

Александра Никонова
Педагогика личности и деятельности воспитателя

План.

1. Социальная роль педагога.

2. Характеристика педагогической деятельности.

3. Личностные качества педагога.

4. Функции педагогической деятельности.

5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного

образования.

6. Модели педагогической деятельности.

7. Особенности детской субкультуры.

Публикация «Педагогика личности и деятельности воспитателя» размещена в разделах

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональныеумения педагога, личностные качества педагога, функции педагогическойдеятельности, модели педагогической деятельности, детскаясубкультура.

1. Социальная роль педагога

Педагогическая деятельность — общественно значимаяпрофессиональная деятельность, которая заключается в воспитанииподрастающего поколения. Социальная роль педагога заключается в егоответственности за воспитание детей, «сотворение личности»(Т. А. Куликова). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.

Современное общество предъявляет повышенные требования кпедагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечатьсовременным повышенным требованиям, педагог должен постояннопополнять знания общекультурного и профессионального характера,работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нестивысокую ответственность за свои действия.

2. Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность,представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которойвыделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способыосуществления – результат.

3. Личностные качества педагога.

Выделяются общие и специальные качества. К общим относятсянаправленность на развитие других людей, наличие гуманистических,нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровеньобразованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п.

Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор,интеллигентность, целеустремленность и т. д. Большое значение также имеюттип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.

Специальные качества включают педагогические способности,индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстроовладеть методами и приемами педагогической деятельности.

Для педагога важны следующие способности:

— устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);

воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);

— формировать определенный тип и вид деятельности (академические);

— передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);

— профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своейдеятельности (оценочно-рефлексивные);

— предвидеть последствия своих действий, проектировать ипрогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическимоптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные чертыребенка (педагогическое воображение).

4. Функции педагогической деятельности

Под функциями педагога понимается набор профессиональныхобязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задачобучения, развития и воспитания детей :

— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

— осуществление образовательной работы с детьми;

— участие в педагогическом просвещении родителей;

— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи иучреждения дошкольного образования;

— самообразование педагога;

— участие в научно-исследовательской работе.

По классификации Е. А. Панько, педагог в своей деятельностиосуществляет следующие функции : материнскую (охрана и укреплениездоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую);

коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.

5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования

Деятельность педагога учреждения дошкольного образованиямногогранна и предполагает овладение разнообразнымипрофессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен вработе А. К. Марковой:

— умения, связанные с постановкой педагогических задач ипредвидением результатов их решения;

— умение работать с содержанием материала;

— владение психолого-педагогическими знаниями и их практическоеприменение;

— знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;

— владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);

— реализация и развитие педагогических способностей, создание иупрочнение позитивной «Я-концепции»;

— осознание перспективы своего профессионального роста;

— определение обучаемости детей;

— оценка воспитанности детей;

— интегральная оценка своего труда и профессионализма.

Также педагогические умения Е. А. Панько условно делит на гностические,проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

6. Модели педагогической деятельности

В педагогике описаны следующие модели педагогическойдеятельности :

педагогика принуждения (авторитарная);

— полной свободы;

— сотрудничества;

педагогика любви (Г. Н. Волков).

7. Особенности детской субкультуры

Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространствоценностей, установок, способов деятельности и форм общения,осуществляемых в детском сообществе.

Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая поспецифическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое.

Это особая система бытующих в детской среде представлений о миреценностей. Она проявляется в придуманных детьми дразнилках, словах-перевертышах, импровизированных сказках, танцах, театральных действиях,в различных детских играх, ритуалах, детском «правовом кодексе», детскомюморе, словесном творчестве и т. п.

Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.

Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями,желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалогдвух культур — мира взрослых и мира детей — предполагаетвзаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстведвух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУАналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогика личности и деятельности воспитателя
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 23:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД