Александра Никонова
Педагогика личности и деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Социальная роль педагога.
2. Характеристика педагогической деятельности.
3. Личностные качества педагога.
4. Функции педагогической деятельности.
5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного
образования.
6. Модели педагогической деятельности.
7. Особенности детской субкультуры.
Публикация «Педагогика личности и деятельности воспитателя» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональныеумения педагога, личностные качества педагога, функции педагогическойдеятельности, модели педагогической деятельности, детскаясубкультура.
1. Социальная роль педагога
Педагогическая деятельность — общественно значимаяпрофессиональная деятельность, которая заключается в воспитанииподрастающего поколения. Социальная роль педагога заключается в егоответственности за воспитание детей, «сотворение личности»(Т. А. Куликова). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Современное общество предъявляет повышенные требования кпедагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечатьсовременным повышенным требованиям, педагог должен постояннопополнять знания общекультурного и профессионального характера,работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нестивысокую ответственность за свои действия.
2. Характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность,представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которойвыделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способыосуществления – результат.
3. Личностные качества педагога.
Выделяются общие и специальные качества. К общим относятсянаправленность на развитие других людей, наличие гуманистических,нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровеньобразованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п.
Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор,интеллигентность, целеустремленность и т. д. Большое значение также имеюттип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.
Специальные качества включают педагогические способности,индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстроовладеть методами и приемами педагогической деятельности.
Для педагога важны следующие способности:
— устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);
— воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);
— формировать определенный тип и вид деятельности (академические);
— передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);
— профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своейдеятельности (оценочно-рефлексивные);
— предвидеть последствия своих действий, проектировать ипрогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическимоптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные чертыребенка (педагогическое воображение).
4. Функции педагогической деятельности
Под функциями педагога понимается набор профессиональныхобязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задачобучения, развития и воспитания детей :
— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
— осуществление образовательной работы с детьми;
— участие в педагогическом просвещении родителей;
— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи иучреждения дошкольного образования;
— самообразование педагога;
— участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е. А. Панько, педагог в своей деятельностиосуществляет следующие функции : материнскую (охрана и укреплениездоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую);
коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.
5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования
Деятельность педагога учреждения дошкольного образованиямногогранна и предполагает овладение разнообразнымипрофессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен вработе А. К. Марковой:
— умения, связанные с постановкой педагогических задач ипредвидением результатов их решения;
— умение работать с содержанием материала;
— владение психолого-педагогическими знаниями и их практическоеприменение;
— знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
— владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);
— реализация и развитие педагогических способностей, создание иупрочнение позитивной «Я-концепции»;
— осознание перспективы своего профессионального роста;
— определение обучаемости детей;
— оценка воспитанности детей;
— интегральная оценка своего труда и профессионализма.
Также педагогические умения Е. А. Панько условно делит на гностические,проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
6. Модели педагогической деятельности
В педагогике описаны следующие модели педагогическойдеятельности :
— педагогика принуждения (авторитарная);
— полной свободы;
— сотрудничества;
— педагогика любви (Г. Н. Волков).
7. Особенности детской субкультуры
Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространствоценностей, установок, способов деятельности и форм общения,осуществляемых в детском сообществе.
Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая поспецифическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое.
Это особая система бытующих в детской среде представлений о миреценностей. Она проявляется в придуманных детьми дразнилках, словах-перевертышах, импровизированных сказках, танцах, театральных действиях,в различных детских играх, ритуалах, детском «правовом кодексе», детскомюморе, словесном творчестве и т. п.
Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.
Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями,желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалогдвух культур — мира взрослых и мира детей — предполагаетвзаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстведвух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть.