МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий

Утинова Елена Григорьевна
Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий

Методическая разработка. Тема: «Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Публикация «Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий» размещена в разделах

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы, при помощи которых образуется слово, определяется термином фонематическое восприятие. В основе его лежит фонематический слух.

Фонематический слух, как тонкий систематизированный слух, обладает способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих оболочку слова.

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

А также не достаточно сформированное фонематическое восприятие мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.

Работу по формированию фонематического восприятия у детей начинаем поэтапно со второй младшей группы.

I Этап. «Неречевые звуки»

На 1 этапе начинаем знакомство с понятием «звук» в игровой форме, учим детей различать на слух звуки, не относящиеся к речи – «неречевые звуки».

С помощью нетрадиционных игр и пособий, у детей формируем слуховое внимание и память, умение узнавать и различать звуки окружающего мира, мира предметов. Дети дифференцируют звуки разные по высоте (звонкие - тихие). Учатся вслушиваться и запоминать звуки на слух.

На данном этапе используем нетрадиционные игры и пособия :

«Неречевые звуки»

«Шумелки»

«Звонкий - глухой», «Громко-тихо»

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического восприятия.

II Этап. «Знакомство со словообразованием и речевыми звуками»

На 2 этапе начинаем знакомство со словообразованием и «речевыми звуками», с помощью игровых пособий учим вслушиваться в слова, произносить звуки изолировано из слов и протяжно. Находить слова с заданным звуком. Узнавать и называть речевые звуки по артикуляции. Определять мягкость и твердость звука в словах.

На данном этапе используем такие пособия и игры :

«Звуковые дорожки»

«Поймай звук»

Многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия. Только хорошо развитый фонематический слух даёт возможность ребёнку отличать одни звуки от других. В своей работе используем игры и пособия для формирования умения различать слова близкие по своему звуковому составу.

Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием.

«Подбери похожие по звучанию слова»

«Кубик» созвучные слова

«Звуковая пирамида»

3 этап – освоение навыков звукового анализа и синтеза слова

Сформированное фонематическое восприятие помогает ребенку овладеть предпосылками к обучению грамоте выполнению звукового анализа слова.

Звуковой анализ – Это высшая ступень фонематического восприятия.

А именно, умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Слышать и определять место звука в слове, количество звуков и слогов в слове. Различать звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Определять ударный гласный звук и т. д

Эффективной формой работы на данном этапе является использование нетрадиционных игровых пособий :

«Ребусы» (зашифрованные слова по первому звуку, по первому и последнему слогу)

«Звуковая пирамида»

«Золушка» игра с камешками Марлбс

«Расскажи про звук» дид. кубик.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий
Опубликовано: 29 июля 2023 в 11:29
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД