МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников в условиях ДОУ

Галина Гречанова
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников в условиях ДОУ

В связи с совершенствованием современной системы дошкольного образования все чаще поднимается вопрос о необходимости нахождения оптимальных форм, приемов и методов всестороннего развития воспитанников ДОО, о подготовке их к поступлению в школу, к взаимодействию со школьным коллективом и другими людьми. Достижение поставленных целей невозможно без активного усвоения ребенком социального опыта, без взаимодействия дошкольника со значимыми для него взрослыми людьми и сверстниками.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников в условиях ДОУ» размещена в разделах

Детский сад – первый социальный внесемейный институт, первое воспитательное учреждение с которым дети вступают в контакт, в котором начинается их совместная деятельность и закладываются основы развития личности. Чем глубже воспитатель поймет психологию детского коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей.

Детский коллектив – предмет изучения разнообразных наук, в том числе психологии и педагогики. Долгие годы исследований в данном направлении показывают, что вопросов до сих пор остается на много больше чем ответов.

Сведения о детском коллективе и его психологии являются крайне актуальной информацией для современной педагогической науки. Психология коллектива, как направление социальной психологии, начинает активно развиваться с середины 60-х гг. прошлого века. Эти исследования связаны с трудами А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского и многих других советских педагогов.

На основе анализа своего опыта С. А. Макаренко определил, что «Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения».

В основе воспитательной системы творческого развития личности ребенка В. А. Сухомлинский видит целенаправленное развития субъектной позиции ребенка.

В данном аспекте педагогику интересуют механизмы создания коллектива и использование его потенциала для гармоничного развития детской личности. Следовательно, коллектив воспринимается, как инструмент целенаправленного педагогического воздействия на личность.

На сплочение детского коллектива влияет не только его деятельность, но и совместные игры, личностное общение, организация которых является важным аспектом педагогической работы.

Формирование коллектива, как специально организованного объединения детей происходит поэтапно. Представители отечественной социальной психологии предлагают разнообразные «модели» развития группы, фиксируют особые стадии (уровни) этого движения.

Одна из самых известных моделей описывается в психологической теории коллектива А. В. Петровского. Автор видит группу, состоящую из трех слоев (страт). В основе функционирования каждой страты лежит определенный принцип построения отношений между членами группы. В наружной страте зафиксированы межличностные контакты членов группы, их эмоциональные предпочтения; вторая страта представляет собой групповые ценности и цели, опосредованные совместной деятельностью. Третья страта (ядро группы) представляет собой групповую деятельность, как основу формирования и функционирования коллектива.

В результате последующей разработки данной концепции, Петровский выделил главную идею своей теории: «…деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива»

Как инструмент воспитания, детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Из того, что было сказано выше, важно отметить, что детский коллектив в развитии и жизнедеятельности ребенка играет значительную формирующую и развивающую роль. Как в отечественной, так и в зарубежной науке изучению закономерностей развития и функционирования коллектива отводят важное место.

Таким образом детский коллектив – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена

При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе. Еще в начале прошлого века исследователи доказали, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком». Л. С. Выготский утверждал, что «Стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде»

Если направленность ребенка на общение с другими людьми является генетически врожденной, то при сбоях в коммуникативной системе речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии «родового» человеческого свойства.

В дошкольном возрасте, при прохождении «кризиса трех лет», меняется вся система отношения ребенка к окружающему миру. Ребенок с большим энтузиазмом начинает исследовать мир людей, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения. В дошкольном возрасте круг общения расширяется, включая помимо мира взрослых мир сверстников. Ребенок начинает осознанно воспринимать сверстников, идентифицируя себя с ним. В результате меняется само отношение к сверстникам, они попадают в общее коммуникативное пространство.

У младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. В этом возрасте на восприятие сверстников большое влияние оказывают взрослые. Именно от них зависят эмоциональные оценки и отношение к сверстникам.

Группа детского сада является первым социальным объединением детей, именно в этих группах происходит формирование и присвоение первых социальных ролей. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

Большой вклад в изучение проблемы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста внесли : Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, А. А. Максимова и др.

Следуя теории Л. С. Выготского, можно представить себе спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, как движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. За точку актуального развития можно принять коммуникативный навык, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого. Зона ближайшего развития представляет собой так называемые «целевые ориентиры», которые ребёнок достигает при помощи взрослых, в данном случае – воспитателей. Следовательно, свою основную работу по развитию коммуникации дошкольников воспитатель строит в зоне ближайшего коммуникативного развития.

Итак, понимание коммуникативной компетенции, подводит воспитателя к осознанию необходимости в формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков, как базовых составляющих всего процесса общения. При этом развитие понимается, как динамичная категория, включающая в себя, как прогрессивные изменения, так и совершенствование всей коммуникативной сферы личности.

Таким образом, для поддержания целостности данного процесса, необходимо не только составить план развивающих мероприятий, но и выстроить их в русле отечественной теории развития. Важнейшую роль в этом процессе играют принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат.

Детский коллектив – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

А. М. Никонова под коммуникативными навыками понимает доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Для поддержания целостности процесса развития коммуникативной сферы дошкольников, необходимо не только составить план развивающих мероприятий, но и выстроить их в русле отечественной теории развития. Важнейшую роль в этом процессе играют принципы и методы развития детской коммуникации. Коммуникативные навыки в дошкольном возрасте формируются при помощи наглядных, словесных и практических методов.

Список литературы

1 Большой энциклопедический словарь // Академик: словари и энциклопедии. URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762 ( дата обращения: 2.02.2015 г.).

2 Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций // Психологическая библиотека. URL : https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl25.shtm ( дата обращения: 20.02.2015 г.).

3 Методика воспитательной работы. //Учебное пособие для студ. в высш. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. ;/под ред. В. А. Сластенина М. : 2005. – 144с.

4 Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Плюс До и После. 2005. № 2. С. 3-7.

5. Каравасилиади С. К. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников // Наша сеть : социальная сеть работников образования. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov ( дата обращения: 05.03.2015 г.).

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями.

Конспект интегрированного занятия на развитие коммуникативных навыков «Поговорим с мишкой» Конспект интегрированного занятия на развитие коммуникативных навыков «Поговорим с мишкой». Программное содержание. Образовательные задачи:.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего возраста» Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Важнейшей основой социальной готовности.

Распространенные методы, манипуляции, которые часто применяются к подростку в коллективе сверстников «Брать на слабо». «Если ты настоящий пацан (мужик и т. п., то ты сделаешь это…», «Не будь трусом», «Ты что, слабак?» - вот традиционные.

Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития. Формирование.

Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы Учитель-логопед Бабошина Елена Николаевна.

Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников» Цели: • Знакомство родителей с особенностями общения детей старшего дошкольного возраста. • Ознакомить с играми, способствующими формированию.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается.

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников Дети достигают значительно более полного осознания себя и других, если у них появляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 21:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД