Лучший педагог года

Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности

Наталья быватова
Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Публикация «Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Опираясь на требования к содержанию образования (Закон «Об образовании», ст. 14) педагоги детского сада должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение определения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях должно уделяться поисково - исследовательской деятельности. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. С учетом всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мною был организован кружок «Я – исследователь» и разработан перспективный план кружковой работы. Проводиться кружок еженедельно, в кружке занимаются 12 человек.

Приоритетным направлением в моей работе является поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику ДОУ. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами общества.

Цель.

Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивать свои представления о мире.

Задачи.

1. Расширять представления детей об окружающем мире :

- знакомить с различными свойствами веществ;

- знакомить с основными видами и характеристиками движения.

2. Развивать представления об основных физических явлениях.

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

4. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6. Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Направления работы:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек.

Этапы:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.

ОСНОВНОЙ: проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно-педагогическая работа с педагогами, родителями.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: анализ результатов работы, рекомендации родителям.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижения предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Положительную динамику работы подтвердили результаты диагностики.

В результате моей работы сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой, игр с водой, карточки-схемы проведения опытов-экспериментов.

В старшей группе работа по экспериментально-исследовательской деятельности будет продолжена.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,

приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

Тимирязев К. А.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности через окружающий мир» Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей 2 слайд «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей 6–7 лет при знакомстве с родным краем средствами ИКТ» Уца-Моисеенко Наталья Анатольевна, МАДОУ «Детский сад №261» г. Перми, воспитатель. Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов Теоретические аспекты экологического воспитания. Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 14:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД