МААМ-картинки

Консультация «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

Дьячковская Юлияна
Консультация «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

Аннотация. В статье раскрывается вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Представлен комплекс игр и игровых упражнений, дидактических игр, используемый в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Публикация «Консультация „Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности“» размещена в разделах

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Роль развития речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г., в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.

Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В число задач входит научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость; простые бессоюзные предложения4 кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на медленную реакцию слушателей. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания. Сосредоточение мысли на главном.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации.

Огромна роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Игра имеет определенную структуру: задачу, игровые правила и игровые действия. Любая игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, развивает внимание, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе игры дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Очень эффективным средством формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР служат различные игровые упражнения.

Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обуславливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора элемента соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации».

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. Рассмотрим игры, направленные на развитие связной речи ребенка- дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра. Цель: расширить словарный запас. Правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Игры на развитие мелкой моторики. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Простые движения рук способны улучшить произношения многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например: пальчиковый театр, которая стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит со следующими понятиями: форма, цвет, размер; развивает воображение, память, мышление, внимание; помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции. Игры – шнуровки, содействуют развитию : сенсомоторной координации, пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», творческих способностей.

В условиях различных форм учебной, свободной и игровой деятельности дети старшего дошкольного возраста с ОНР совместно с логопедом и воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи. Включение игр и наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у детей потребности в овладении речью.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
Опубликовано: 15 января 2020 в 09:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД