Галина Федоровна Солодовникова
Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием мультимедийных средств обучения «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой. Развивать музыкальные и творческие способности детей, формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус, воспитывать патриотические чувства у детей.
Задача образовательных областей:
Музыка:
Развивать музыкально-ритмические способности детей.
Социализация:
Развивать умение детей выразительно передавать настроение, характер персонажей в речевых и музыкальных играх через интонацию, жесты, мимику, движения.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Коммуникация:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием мультимедийных средств обучения „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Формировать грамматически правильную речь.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Обогащать словарь детей прилагательными (Весёлая, нарядная, красивая).
Художественное творчество:
Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи (цветы, листочки) с помощью красок.
Формировать чувство цвета, ритма.
Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству.
Чтение художественной литературы:
Формировать умение понимать смысл образного содержания стихов.
Обогащать и активизировать словарь словами: сергиевопосадская (загорская, полхмайданская, семёновская матрёшка.
Формировать грамматический строй речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
Планируемые результаты: имеет представление о матрешке, как о символе русского народного искусства; проявляет активность для расширения представлений о русских народных промыслах; пользуется знакомыми и новыми словами в диалогической речи.
Атрибуты:
1. Деревянные матрёшки разных размеров;
2. Магнитофон;
3. Русская народная музыка;
4. Платочек;
5. Народные игрушки из различных материалов – глины, дерева, тряпочек, соломы, иллюстрации игрушек;
6. Трафарет сарафана матрешки;
7. Гуашь;
8. Шаблоны матрёшек;
10. Поролоновые тампоны;
11. Салфетки;
12. Сладкие петушки.
13. 2 коробочки: зеленого и желтого цвета.
14. Сундук.
Содержание деятельности
1 часть. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель одета в русский народный костюм. Дети входят в зал. Воспитатель усаживает детей на лавочку.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (Ответы детей).
Правильно, самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, добро, забота о людях, любовь к ним. Это самое бесценное добро.
- Детки, посмотрите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.
- Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей)
- А хотите узнать? Я вам сейчас покажу. (из сундука по очереди достает игрушки проговаривают и описывают каждую игрушку).
Дидактическое упражнение «Что из чего»
Посмотрите, детки, это игрушка дымковская, сделана из чего?
Дети - Из глины.
Значит она какая? (Глиняная)
Эта кукла сделана из чего?
Дети – Из тряпочек.
Значит она какая?
Дети – Тряпичная.
Эта игрушка сделана из чего?
Дети: Из мочала.
Значит она какая? (мочальная).
Эта игрушка сделана из чего?
Значит она какая? (деревянная)
- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.
Как вы думаете, для чего взрослые придумали игрушки?
Дети: Чтобы дети играли.
- Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.
- Есть у меня еще одна народная игрушка. А что это за игрушка, вы узнаете если отгадаете загадку, только ее до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрешка!
II часть.
Cамыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.
Слайд №1 Полюбуйтесь красавицами матрешками. (Показ матрешек).
Слайд 2. Матрешка стала нашим национальным сувениром. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят с собой наш русский сувенир «Матрешка». Матрёшка – старинная русская народная игрушка. Родилась 110 лет назад.
- А вы знаете, что куклу – матрешку делают с секретом? (показ слайда м/ф. №2) Ну что, узнали секрет матрешки. (ответы детей) Правильно матрешка раскрывается.
Слайд3. Вы заметили, что матрешки разные? Самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).
Откуда же появилась эта дивная кукла? Когда и кто ее придумал? И почему назвали «Матрешка»?
Слайд №4. А дело было так. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Однажды в Японии художник увидел деревянную пустотелую куклу, Слайд №5. игрушку – неваляшку, которая изображала старика-мудреца Фукурума. Внутрь её вкладывалась ещё одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом (раскладывает матрешку).
Слайд №6. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Назвали её Матрёшей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла.
Слайд №7, 8, 9. Самых знаменитых матрешек делали в таких городах как Семенов, Загорск, Майданов, поэтому они так и назывались: семеновские, загорские, майдановские.
- Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"
(играют в игру).
- Для этого разделимся на две команды.
- У меня есть две волшебные коробочки: зелёная и жёлтая. Желтая – ребятам с желтыми бейджиками, зелёная – с зелёными бейджиками. Посмотрим что там.
(дети высыпают содержимое из коробочек)
- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием? (звучит музыка)
- И что же получилось? (матрёшка).
Давайте посмотрим, что же еще в сундуке лежит. Какой красивый яркий платочек. Настало время нам поиграть в одну очень интересную игру.
Проводится игра «Передай платочек» (Воспитатель объясняет правила игры)
После игры дети садятся за столы
III часть. Расписывание матрешки.
Воспитатель: Ребята посмотрите, наша матрешка сделана из дерева.
Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Все
Слайд №10. матрешки получались одного цвета. Как же сделать их красивыми и интересными? (ответы детей)
- Верно, их украшали красками, разрисовывая сарафан, передник, платок.
У меня есть матрешки, которых забыли украсить. Как вам кажется, какое у них настроение? (ответы детей) Поможем нашим матрешкам стать красивыми и веселыми? А украшать мы будем цветами с помощью трафарета и поролоновым тампоном.
(Показываю образец)
- Ребята, возьмите трафарет, наложите точно на сарафан матрешки, левой рукой крепко держим трафарет. Берем тампончик, обмакиваем в краску (красную, желтую, синий) для цветов и наносим краску на трафарет. А для того, чтобы нарисовать листочки, берем другой тампон и наносим зеленую краску. Трафареты уберем аккуратно.
(Во время работы, звучит музыка «Маков цвет»).
Рефлексия.
- Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые получились матрешки. Каждая хороша по-своему. Они символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера «Золотые руки».
- Какое настроение создают все эти игрушки? (веселое, радостное)
- Почему они веселые, радостные?
А за то, что вы славно потрудились, я приготовила вам сюрприз.
(Раздает петушки).