Наталья Петровна Артонова
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ЧЫЛТЫЗАХ»
Тема самообразования:
«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
Воспитатель: Артонова Н. П.
Публикация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
(на 2021 – 2023 учебный год)
Воспитатель: Артонова Н. П.
.
Пояснительная записка:
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.
Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Актуальность темы обусловлена тем, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития фэмп развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.
Задачи:
• Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
• Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
• Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
• Формирование базисных математических представлений, речевых умений
Работа с родителями:
• Рекомендации для родителей «Математика – это интересно».
• Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
• Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи».
• Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
• Индивидуальные беседы и консультации.
• Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».
• Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала.
Ожидаемые результаты. Развитие у детей :
• Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
• Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
• Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
• Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;
• Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
План реализации темы
«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приемами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
На 2021-2022 учебный год
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие с коллегами
дата Форма, тема Форма, тема Форма, тема
1 сентябрь Подбор и изучение литературы,
дидактических игр и упражнений, сюжетных картинок Изучение особенностей фэмп Консультация для родителей «Дидактические игры для развития фэмп» Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».
2 октябрь Продолжать оформлять картотеку дидактических игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию фэмп Беседы : «Развивающие игры в условиях семьи» Консультация:«Игротерапия», «Использование игр для старшего возраста для улучшения фэмп детей группы в разных видах деятельности»
3 ноябрь Игра: «Подбери ключик к замочку»
Цель: Цель: Научить соотносить форму и вкладыш; развить зрительно-двигательные координации, моторику; закрепить знание основных цветов; развить внимание, речь Беседа с родителями:
«Какие способы вы используете для исправления ошибок» Подготовить и провести открытое мероприятие для анализа со стороны коллег (взаимопосещение)
4 декабрь Дидактические игры с использованием опорных схем для составления описательных рассказов Папка - ширма «Почему ребенку нужна игра» Семинар – практикум «Пальчиковый игро-тренинг»
5 январь Использование народного творчества в фэмп художественно-речевой деятельности Пополнение картотек загадок; пальчиковой гимнастики; стихотворений Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях» Консультация для воспитателей
«Основные функции дидактической игры по фэмп»
6 февраль Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?» Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память. Консультация:
«Играя –развиваем, учимся общаться.» Влияние дидактической игры на развитие фэмп детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
7 март Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Путешествие в школу» Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов по теме «Формирование элементарных математических представлений,современные подходы»
8 апрель Игра:«Игры - договорки»
Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру. Консультация для родителей
«Развитие фэмп дошкольников в играх» Консультация на тему: «Современных подходов к решению задач в фэмп»
9 май Игра: «Скажи наоборот»
Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы. Консультации для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи и фэмп ребёнка»
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для воспитателей
Написание отчёта о проделанной работе
Форма самообразования : (индивидуальная)
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Изучение образовательных технологий по теме: Дидактическая игра, как формирование элементарных математических представлений. 2021- 2022 год Курсы повышения квалификации.
Изучение ФГОС
Изучение психолого – педагогической литературы:
Прогностический Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Дидактическая игра, как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников».
Прогнозирование результатов
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по математическому развитию отслеживание результатов работы) 2021– 2022год Участие в тренинге, семинаре - практикуме, педсовете
Публикация, консультация, сообщение на педсовете «Из опыта работы
Практический Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса по математическому развитию, корректировка работы. 2022 – 2023 год Всероссийский, муниципальный, район
Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приемами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников». Распространение опыта своей работы 2022-2023 год Всероссийский, д/с
Литература по теме:
• Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
• «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
• «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
• «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
• «Играем в числа» — серия пособий
• «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
• Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г