МААМ-картинки

Применение сказкотерапии для развития речи дошкольников

Фоминова Виолетта Юрьевна
Применение сказкотерапии для развития речи дошкольников

Тема: «Сказки нам нужны, сказки нам важны». Применение сказкотерапии для развития речи дошкольников любого возраста, как в условиях детского,сада так и дома.

Публикация «Применение сказкотерапии для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Специалист в собственной работе касается одновременно несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок выражает собственные архетипы и общественные установки, они наглядно показываются и имеют все шансы выражать главное воздействие на сюжет, с другой стороны сказка касается ранние детские волнение и в сюжете допускается отследить возникновение личности ребенка, в-третьих, «клиент» заполняет сказку собственным важным содержанием. В содержании сказки допускается проанализировать, чем сейчас живет ребенок, какие у него основополагающие переживания. Только проделав данный анализ, Психолог принимает решение, какому слою уделять внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.

Психолог может предлагать ребенку различные способы работы со сказкой. Самые распространенные способы это:

обсуждение уже существующей сказки, рассказа;

возможность самостоятельно написать «клиентом» сказку, так называемая «клиентская сказка»;

инсценирование, драматизация уже существующей сказки (это может быть как актерская игра, так и кукольный театр);

арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Отчего собственно сказка обладает подобным мощным психотерапевтическим влиянием? В сказочном сюжете зашифрованы большая часть главных трудностей и жизненных ситуаций, которые испытывает любой человек. Зачастую мы закрываемся в какой-то собственной проблеме и никак не готовы выйти за ее границы, понять ситуацию под другим, наиболее общим углом. Сказка в силу собственной вековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и инициирует возможные части нашей личности, которые могут помочь отыскать собственный выход с проблемного состояния. Сказочная обстановка (неясность зоны воздействия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от определенной, затруднительной на данном этапе проблемы, с другой – предоставляет вероятность идентифицировать себя с персонажами сказок, тем самым усиливая возможные способности человека может помочь преодолеть то, что на данном этапе задерживает его формирование. Для ребенка, помимо того, что сказано выше, сказка или рассказ является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события, происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла.

Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.

1. Анализ сказки. Применение этого способа обучает размышлять, ориентироваться в скрытых механизмах происходящего, отвлечься от поверхностных смыслов, предоставляет вероятность высказаться и быть услышанным. Способ состоит в том, что в последствии прочтения сказки предлагается обговорить ее содержание согласно заданным вопросам.

что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т. д.

что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т. д.

Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

2. Сказочные задачи. Сказочные задачи предоставляют вероятность проанализировать феномен со множества сторон, предназначаются с целью нахождения многих решений внутренних проблем и разрешений разных жизненных ситуаций. Сказочные задачи допускается придумать лично либо порекомендовать уже готовые, к примеру : в сказке царевна-несмеяна устанавливается задача - отчего царевна никак не желала смеяться и что же необходимо совершить, для того чтобы ее развеселить. Ребенок сообщает свою проблему, а сочиняя метод как развеселить, обнаруживает выход для себя. Подобным способом, процедура массового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а педагогу дает возможность распознать и корректировать психологические проблемы.

3. Рассказывание сказки. Решаются проблемы: обнаружение актуальной проблематики ребенка; формирование речи, памяти, интереса, фантазии, воображения, мастерства слушать другого. Способ базируется на том, что либо рассказчик сознательно ставит акценты с целью формирования сознания, либо он бессознательно понижает акценты в сказочных ситуациях, что может помочь осознать фактора собственных затруднений, понять проблему.

Рассказывать сказку можно различными способами:

сказку рассказывает педагог от 3 или 1 лица группе детей или одному ребенку;

изложение известной сказки группой детей по кругу;

изложение известной сказки и придумывание к ней продолжения;

изложение сказки от 1 лица детьми;

изложение сказки от имени различных персонажей.

4. Сочинение сказки. Создание фантастической сказки может помочь проанализировать одно и то же событие с различных сторон, проиграть многочисленные модели поведения и отыскать выход, способный исправлять неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с применением игрушки, быть изображенной самостоятельно каждым ребенком или в команде. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной волшебной сказке» непосредственно объединены со становлением личности человека. Помимо этого, в любой определенной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

Этапы алгоритма построения полного сюжета, следующие:

Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;

Расставание с родительским домом;

Выбор пути, проверка на доброе сердце;

Борьба и победа;

Возвращение домой, трудности обратного пути;

Прибытие домой;

Свадьба, коронование.

5. «Рисование сказки». Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

6. «Изготовление кукол». В процессе психологического консультирования стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии : изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л. Г, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у «клиентов» механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение сказкотерапии для развития речи дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 10:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД