Марина Цыпышева
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности в воспитании дошкольников, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Официальным государственным символом России считается двуглавый орел. Но, как выяснилось, у наших людей свои представления о том, какой неодушевленный предмет, вещь или явление достойны представлять Россию. И, конечно же, самой яркой представительницей среди неофициальных символов является русская береза.
Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она – радость, подруга, советчица. А в войну она – воин. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины.
Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей нам не найти. Удивительный факт, что на Поклонной горе, на Пискарёвском мемориале, стоят берёзки у Вечного огня в любом уголке России, напоминая о погибших воинах, защищавших Родину от врага.
По дороге из Санкт-Петербурга к Ладожскому озеру есть необычная памятная роща…
Берёзу наши предки считали священным деревом, оберегали, почитали и каждый год праздник русской берёзки отмечали.
Берёза всегда людям пользу приносила, людей лечила, свет, тепло дарила.
Любовь к берёзе люди в песнях выражают, стихи ей и картины посвящают. Для россиян нет дерева милее и красивей, поэтому берёза – душа и символ России.
В рамках проекта «Моя Родина Россия» мы проводим музыкальное занятие на тему воспитания патриотических чувств у детей. Данная деятельность включает в себя разные виды музыкальной деятельности : слушание песен о русской березе (р. н. п. «Во поле береза», «Отчего так в России березы шумят» и т. д.); рассматривание картин художников, изображающих русскую березу; разучивание русских народных песен; игра на детских музыкальных инструментах в качестве музыкального сопровождения и др.
Данная деятельность способствует воспитанию патриотических чувств детей, привитию любви к Родине, России в целом, воспитанию нравственных качеств.
Цель данного занятия: создание социальной ситуации развития посредством музыкальной деятельности в процессе ознакомления с символом России – березой.
Задачи:
Создать условия для:
- развития умения на слух определять характер и настроение в музыкальных произведениях;
- умения определять характер того или иного образа через художественное слово, живопись;
- чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха, творческого воображения, эмоционально–образного восприятия.
- формирования у детей понятия: символ нашей Родины;
- расширения кругозора детей, развития наблюдательности, любознательности, воспитания любви и интереса к природе родного края.
При входе в музыкальный зал детей мотивацией к детской деятельности послужила звучащая песня «От чего так в России березы шумят?» (в исполнении С. Безрукова).
Я, как музыкальный руководитель обратил внимание детей на звучащую музыку, стал задавать наводящие вопросы. Рассказал детям о том, что береза является символом нашей Родины. После мы перешли к рассматриванию репродукций картин художников, изображающих русскую березу. (С. Сержинский. Березы, О. Межук. Березы, И. Левитан, Золотая осень, Березовая роща, И. Грабарь. Февральская лазурь, Ю. Парфенов. Январская березка, А. Куинджи. Березовая роща) Затем я акцентировал внимание детей на том, что не только поэты и художники воспевают березу в своем творчестве, но и композиторы. Мы послушали русскую народную песню «Во поле береза стояла» и определили ее изобразительные возможности (средства выразительности). Закончив вид деятельности «Слушание музыки» мы плавно перешли к разучиванию р. н. п «Во поле береза стояла». Дети с удовольствием разучили песню и сами предложили разнообразить исполнение данной песни с помощью игры на музыкальных инструментах, а также русского народного хоровода. Дети разделились на группы по желанию и выбрали нужные для этого атрибуты. В завершении музыкального занятия прозвучала песня «Во поле береза стояла» в исполнении певцов, танцоров и музыкантов под сопровождение баяна и детских музыкальных инструментов. На рефлексивном этапе музыкальной деятельности детям были заданы вопросы о новых знаниях, впечатлениях. Дети, проанализировав свою деятельность, сделали определенные выводы и высказали свои мнения. Я, как педагог предложил детям выразить свои впечатления на бумаге, нарисовав понравившуюся березу.