Виктория Катюшина
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию
Вид деятельности: образовательная деятельность.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Образовательные: формирование навыков самостоятельной опытно- экспериментальной деятельности. Обогащение знаний детей о свойствах воды посредством экспериментирования : вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.
2. Развивающие: развитие у детей логического мышления, воображения, умения наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности.
3. Воспитательные: воспитание у детей любознательности, чувства ответственности, бережного отношения к воде.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, стаканчики с водой по количеству детей, молоко, стакан для молока, цветные камушки, чайная ложка, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркальце, конфеты «skittles”, тарелочки для опыта по количеству детей, стаканчики с соком по количеству детей, пустые стаканчики по количеству детей, миски с песком и солью, ложечки к ним на каждого ребёнка, ракушки, гуашь синяя, кисти, масло растительное в стаканчиках, баночка с водой.
Предварительная работа: беседы с детьми о свойствах воды, рассматривание иллюстраций с различными опытами, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, проведение опытов с водой в группе.
Словарная работа: бесцветная, без запаха, безвкусная, жидкая, пар, лаборатория, исследователи. Ход ОД:
I
Дети входят в комнату группы
Воспитатель Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Давайте за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами будем говорить.
А чтобы узнать о чем, я вам прочитаю стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Догадались, ребята?
Дети: (Вода)
на экране появляются картинки с водой (слайды 1-8)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами многое узнаем о воде. Как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети:
- люди пьют воду;
- варят еду;
- моют грязные фрукты и овощи;
- каждый день моют руки и лицо;
- поливают растения, чтобы не засохли;
- вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
- люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Правильно вы говорите. С приходом воды появляется жизнь. Почти всё живое не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою, птицы летят к рекам, озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь.
Предлагаю превратиться в исследователей (кто это, ребята) и узнать многое о свойствах воды.
II
Воспиатель обращает внимание на тучку (9)
Воспитатель: Здравствуй, Тучка! Почему ты такая грустная?
Тучка: Здравствуйте! Мои детки - капельки разбежались. Ребята, вы их не встречали? (Говорит записанный голос)
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, поможем отыскать капельки? Не волнуйся, Тучка, мы тебе обязательно поможем!
Тогда отправляемся в путь. А для этого нам нужно закрыть глаза, покружиться и сказать: «Вокруг тучки повернись в водном мире окажись. Давайте скажем все вместе.
дети повторяют
Воспитатель: Вот и оказались мы в волшебной стране.
(Появляется прозрачная капелька на экране - 10).
Ой, посмотрите, ребята, кто же это?
Дети: капелька.
Воспитатель: Правильно, а что такое капелька?
Дети: частичка воды.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в волшебную лабораторию (место, где мы будем проводить наши опыты, проверять предположения, где вы расскажите о свойствах воды.
Дети подходят к столу
Воспитатель: Посмотрите на мой стакан. В него налито молоко. Я опускаю камушек в стакан с молоком. Вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я не вижу. Почему?
Дети: молоко белое, у него есть цвет.
Воспитатель: Перед Вами стоят стаканы с водой. Опустите камушек в стакан и посмотрите, виден ли он в воде? Почему?
Дети кладут камушки
Дети:
- вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Ребята, а вода пахнет? Как проверить?
нюхают
Воспитатель: Есть запах?
Дети: вода не пахнет.
Воспитатель: у вас в стаканчике налит сок. Хотите попробовать? Какой сок?
Дети: сладкий, кислый, вкусный, кисло-сладкий, приятный.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду.
Пьют воду
Воспитатель: Есть вкус?
Дети: нет, у воды нет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Что значит «безвкусная»?
Дети: она ни сладкая, ни кислая, ни солёная…
Воспитатель: Что мы можем сказать о соке и воде?
Дети: сок - сладкий, а вода без вкуса.
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу капельку. Какая она? Эта капелька очень любит петь. Давайте все вместе послушаем песенку воды.
Звучит шум воды
Воспитатель: Спасибо тебе, капелька. Твоя мама – Тучка очень по тебе соскучилась, давай мы тебе поможем добраться до нее.
Воспитатель вместе с детьми повторяет слова с действием «Торопись, торопись, капля к Тучке воротись»
Слайд 12
III
Слайд 13
Воспитатель: Тихо, тихо, дети, вы слышите? Что это?
Дети: кто-то плачет.
Дети находят капельку с грустным выражением лица.
Воспитатель: Капелька, почему ты такая грустная?
Капелька: Однажды на небе я видела радугу после дождя. Она была такая красивая. И мне захотелось быть похожей на нее. (говорит записанный голос)
Воспитатель: Капелька, не расстраивайся. Твое желание обязательно сбудется. Как мы можем помочь?
Дети: Раскрасить её, покрасить, взять краски и разрисовать.
Воспитатель: Да, и краски у нас есть. Но я предлагаю вам взять тарелочку с конфетами и залить на половину водой.
Что происходит?
Дети: Вода стала цветной, появилась радуга.
Воспитатель: Верно! Вода окрасилась. Почему?
Дети: разноцветные конфетки попали в воду.
Воспитатель: Правильно. Но откуда же взялась краска? В наших конфетах есть «пищевая краска или красители», она и окрасила нам воду.
Вода меняет цвет, когда в нее попадает краска.
Слайд 14
звучит волшебная музыка, на экране появляется радужная капелька
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая стала красивая капелька. Ты знаешь, капелька, мама – Тучка по тебе очень соскучилась, тебе нужно спешить к ней, давай мы тебе поможем добраться до нее.
Воспитатель вместе с детьми произносят слова с действием (слайд 15)
IV
Слайд 16
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Предлагаю вам отдохнуть под знакомую песенку.
Физминутка под музыкальный клип "Капельки прыг-прыг"
С неба капельки летели, (Дети поднимают руки вверх)
В ручейки попасть хотели, (Наклоны вправо, влево)
И захватывая дух, (руки через стороны поднимают наверх)
Капельки упали: «Бух!» (Наклон вперед с хлопком по коленям)
Капельки прыг – прыг (Прыжки на двух ногах)
Капельки хлоп – хлоп (Хлопки руками)
Капельки топ – топ – топ – топ (Ходьба на месте)
С неба капельки упали (Дети поднимают руки вверх)
Ручейками побежали (Наклоны вправо, влево)
Побежали ручейки (Пружинка)
И прозрачны и легки. (Поворот вокруг себя)
V
Слайд 17
на экране и стекле появляется паровая капелька.
Воспитатель: Вот появилась и паровая капелька. Как она появляется? Вспомните, когда и где мы видим пар? Когда чайник закипит, что мы видим?
Дети: Получилась капелька из пара.
Воспитатель: Где и когда вы видели пар?
Дети: когда чай остывает, в кастрюле, когда котлеты жарит мама, когда кипит чайник.
Как вы думаете, пар-это вода? Знаете ли вы, что будет, если приложить зеркало к горлышку термоса? Я вам покажу. Сейчас я очень аккуратно открою термос с горячей водой. Почему надо быть аккуратным?
Дети: Паром можно обжечься, термос очень горячий, нагрелся от горячей воды.
Воспитатель: Да, пар появляется, когда вода очень горячая, поэтому надо быть аккуратным.
Воспитатель показывает детям опыт.
Воспитатель: Что вы видите на зеркальце? (капельки). Как они здесь появились, как вы думаете?
Дети: из пара
Воспитатель: А пар – это вода? Да, вода – это пар. В горячем состоянии вода превращается в воду. Вот какая бывает разная вода! Нужно быть осторожным, поэтому я закрываю и убираю термос.
Паровая капелька, мама тучка по тебе очень соскучилась. Ребята, давайте поможем капельке добраться до тучки. (слайд 18)
VI
Слайд 19
Звучит шум ветра.
Воспитатель: Что это за звук? Ой, как стало холодно, ветер прямо ледяной! Откуда же дует ветер? Наверное, мы попали в ледяное царство?
Дети с воспитателем подходят еще к одному столу, на котором лежат льдинки.
Воспитатель: Посмотрите сколько «ледяных» капелек, какие они?
Дети рассматривают льдинки.
Вытирают руки салфеткой и кладут её в тарелку.
Дети: Холодные, прозрачные, твердые, ледяные, тяжелые, бесцветные, мокрые.
Воспитатель: Как получается лед?
Дети: лёд получается, когда вода замерзает? Из холодильника, мама делала…
Воспитатель: Лёд – это вода? Что произошло с ледяной капелькой, когда мы её взяли в руки?
Дети: Капелька таяла, превратилась в воду.
Воспитатель: Почему же так произошло?
Дети: ладошки тёплые.
Воспитатель: Да, ребята, лёд – это тоже вода и тает от тепла. В холодном состоянии вода превращается в лед.
Воспитатель: Капелька, тебе пора возвращаться к маме – Тучке. Ребята, давайте поможем ей добраться до тучки.
Дети с воспитателем возвращают капельку Тучке. (слайд 20)
VII
Воспитатель: Вот посмотри, Тучка, мы вернули тебе все твои капельки и узнали много о воде.
Тучка: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли собрать моих деток!
Вы привыкли, что вода – (говорит записанный голос)
Ваша спутница всегда!
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды вам не прожить!
Давайте все вместе водичку беречь,
И каждую капельку дружно стеречь.
Вы меня очень порадовали и я хочу вас порадовать: я дарю «море в баночке», а если догадаетесь как его сделать, то его можно подарить своим близким. До свиданья, ребята!
До свиданья, Тучка!
Какой красивый сувенир подарила Тучка! Хотите сделать для мамы такой? Как?
Дети: нужна баночка, вода, краска, камушки, ракушки.
А еще что? Я вам подскажу: растительное масло. Тогда начинаем.
Что мы делаем? (переливаем воду в банку)
Почему вода льётся? (Жидкая)
Вода жидкая, поэтому может течь. Иначе её называют – жидкость.
Как её называют иначе?
Что теперь делаем? (Окрашиваем воду, добавляем краску). Если добавить много краски, какой цвет будет? (темный). Да, и ракушки будут не видны, поэтому мы добавим чуть-чуть краски.
Украшают.
Заливают растительным маслом.
Почему вода не перемешивается с маслом? Вы пробовали когда-нибудь отмыть масленые руки простой водой? А водой с мылом? В чем разница? Не смешиваются, потому что у них разная плотность (густота).
Плотно закрываем крышечки.
Готово!
Какая красота у вас получилась! Вы сможете порадовать не только маму с папой, но и наших гостей! А наше путешествие подошло к концу. Вокруг себя все повернитесь, в детском саду все окажитесь. Где вы были? Что нового узнали? Что вам запомнилось?
- вода без цвета, без запаха, без вкуса
-воду можно окрасить
-паром можно обжечься
- в холодном состоянии вода превращается в лед
-в горячем состоянии вода превращается в пар
-вода - жидкость