Папки-передвижки

Всеобуч для родителей «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде»

Ольга Полозова
Всеобуч для родителей «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде»

Цель: активизировать деятельность родителей, способствовать приобретению и повышению их теоретических знаний в области раннего обучения чтения, совершенствовать практические навыки во взаимодействии с ребенком; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников.

Публикация «Всеобуч для родителей „Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде“» размещена в разделах

Задачи образования: развивать теоретическую и практическую базу знаний о ребенке, его возможностях в овладении навыков чтения; обучение родителей приемам развивающей работы с разновозрастными детьми; формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Задачи развития: формирование у родителей способов и средств правильного подхода в воспитании и обучении ребенка; развитие умения управлять своими амбициями и всегда пользоваться правилом «Не навреди!»; развитие способности взрослого соотнести требования общества с потребностями дошкольника, помочь ему стать способным к саморазвитию, обрести психологические инструменты управления собой и своей жизнью.

Задачи воспитания: гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей; создание положительного эмоционального настроя педагога и родителей на совместную работу; укрепление внутри семейных связей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в МДОАУ и семье.

Организация среды для проведения семинара-практикума: презентация на тему: «Раннее обучение чтению : потребность, необходимость или дань моде?»; звуковые домики; дидактические игры для развития фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического анализа, синтеза, представлений); мультимедийная презентация «Узнай по звуку» (звуки окружающего мира, музыкальные инструменты).

Время проведения: 1ч. 15 минут.

Раннее обучение чтению : потребность, необходимость или дань моде?

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С. Я. Маршак)

Учить ли ребенка читать до школы? Когда лучше всего начать это делать и как? У вас есть желание и возможность заниматься ребенком, - пусть он придет в школу, умея читать.

Вопрос к родителям : Ваше отношение к раннему обучению чтения (возраст, выбор, результат).

В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8. Родная речь только что освоена, слова и звуки еще не сделались для ребенка чем-то привычным, будничным, не замечаемым, как дыхание. Ребенок еще экспериментирует со словами, язык ему близок и интересен. Родителям остается придать этому интересу правильное направление.

Учеными установлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению : 0-1 год – это эмоционально-тактильный контакт с мамой, формирующий базовое доверие к миру; от года до двух лет – предметная деятельность, установление причинно-следственных связей; от двух до трех лет - сенсорное развитие, усвоение первых понятий цвета, формы, величины; развитие речи; потребность в самостоятельности; дети 4 лет восприимчивы к звуковой стороне речи, 5-6 лет - к чтению, важно не упустить благоприятный период и обучать ребенка звуковому анализу с 4 лет. Не следует начинать и слишком рано: ведь чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Раннее обучение чтению (до 4 лет) может привести к перекосу в развитии ребенка. Не стоит спешить, если ребенок заговорил поздно или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, неправильно использует формы слова.

Для формирования навыков чтения помните, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов.

Часто родители и даже педагоги заменяют психологическое развитие информационным, изучая чуть ли не с пеленок буквы, цифры, и т. п. Так, например, Тюленев Павел Викторович - Президент Академии образования, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР, предлагает обучать чтению, счету, нотной грамоте, предпринимательству раньше, чем ходить. По его методике кроватку малыша от 0 и старше обвешивают черно-белыми картинками с надписями. На каждом предмете написано слово, все сосредоточенно на букве. В 1 год 5 месяцев ребенок называет элементы по таблице Менделеева. Это так необходимо ребенку в данный период. Давайте разберемся, что происходит с малышом во время раннего обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами, а это лишь приводит к ранней и неправомерной стимуляции левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. Буквы, цифры, ноты и другие символы вытесняют образы, подавляют наглядно-образное мышление. Реакция на такое раннее обучение может быть отсрочена во времени и в дальнейшем часто проявляется в различного рода невротических и эмоционально-личностных нарушениях и отклонениях: девиантном поведении, склонности к частым заболеваниям, аллергическим реакциям, тикам, навязчивым движениям, неврозам, нарушениям устной речи - заикании, дизартрии.

Субкортикальные слои (нижний – первый этаж мозга) формируются до 5 лет. Ранняя нагрузка корки (кортикальных слоев мозга – верхнего этажа, неизбежная при обучении чтению, письму, счету приводит к задержке формирования этих слоев, и они остаются недосформированными. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики, литературы и т. п. покажет несформированность элементарных двигательных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т. п.). Чтобы такие двигательные навыки сформировались, они должны быть автоматизированы, а для этого многократно воспроизведены. При опережающем обучении и, следовательно, опережающем развитии передних отделов мозга указанные автоматизмы не закрепляются. То есть такой ребенок, образно говоря, будет зачитывать энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Поэтому нейропсихологи не рекомендуют, слишком раннего, а именно до 5,5 лет обучения ребенка знакам, в том числе и буквам, так как это может привести к искажению нормального развития ребенка и формированию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5 лет, то есть только тогда, когда субкортикальные слои мозга будут полностью сформированы.

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, воспитателям и родителям можно рекомендовать следующее:

1. Главная заповедь во взаимодействии с ребенком - не навреди!

Раннее детство - это возраст, когда ребенок имеет избирательное право на познание окружающего мира, а насильственная акселерация его развития может принести непоправимый вред. Высокая обучаемость маленьких детей отнюдь не поле для «взрослых» экспериментов (раннее обучение грамоте, усаживание детей за компьютер и т. д.)

2. Маленький ребенок, прежде всего, «человек играющий», а затем уж «человек читающий». Ребенок должен учиться видеть, слушать и слышать, нюхать, щупать и т. д., то есть знакомиться с предметным миром и его свойствами.

3. Целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5,5 лет, а 6-летних детей не только можно, но даже нужно знакомить с буквами и учить читать. А поскольку дети этого возраста в основном находятся в старших и подготовительных группах ДОУ, то в этих группах проводятся элементы обучению чтения.

Сравнительная характеристика методик обучения чтению.

Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии, так как именно вам предстоит сделать нелегкий выбор: на чем же остановиться, чему отдать предпочтение?

Долгое время шли дискуссии на тему, нужно ли вообще учить фонетике. К 1930 году был проведен ряд исследований на эту тему, и все пришли к заключению, что фонетика необходима, весь вопрос лишь в том, как и в каком объеме давать ее детям.

Например, был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти-шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. "Фонологические" же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса.

По наблюдениям ученых, "целословные" дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо "тигр" могли сказать "лев", вместо "девочка" - "дети", вместо "машина" - "колеса". Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи.

Таким образом, стало понятно, что большинству маленьких читателей фонетика необходима. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком.

Нужен ли нам алфавит?

Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным.

Был проведен эксперимент. Детям показывали карточки со словами. Только в одной группе эти слова были подписями под картинками, а в другой те же самые слова давались без иллюстрации. Каждой группе предъявляли одни и те же четыре слова. Затем детей соединили, карточки перемешали и показали заново. Выяснилось, что дети узнают слова лишь на тех карточках, по которым они учились. То есть ребенок, запоминающий слов с иллюстрацией, гораздо с меньшей степенью вероятности опознает графический облик слова, чем тот, кто запоминал написание в "чистом виде".

Это косвенно подтверждает тот факт, что алфавит необходим. Но главное не то, как называются буквы, а то, что они обозначают. Дети должны не столько знать названия и последовательность букв, сколько учиться обращать внимание на буквы, воспринимать их как часть целого.

Кроме того, алфавит - это абстрактный код. Малыш, который до этого имел дело с реальными вещами, начинает пользоваться символами, а ведь это первый шаг к развитию абстрактного мышления.

Но и самых маленьких детей не грех готовить к обучению чтению в будущем. Рецепт здесь прост: как можно больше читать им вслух. Причем тексты должны по своему словарному запасу превосходить языковой уровень ребенка. Кроме того, правильное чтение, по мнению специалистов, предполагает паузы, незаконченные мысли, сложные вопросы, требующие размышлений. Полуторагодовалые дети, родители которых подобным образом читали книги, обогнали своих сверстников в развитии на восемь месяцев!

Так что, несмотря на продолжающиеся споры о способах обучения чтению, определен обязательный элемент, не зависящий от конкретного языка: освоение соответствий между буквами и звуками. Этот шаг - первый, но не последний на пути к глубокому и полному овладению родной речью.

Метод целых слов. Данный метод предложил и разработал в конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, он начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Таким образом, американский врач, опираясь на зрительные процессы, обучал детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. Поборники раннего развития увлекались данной методикой в 90-х годах.

Метод целого текста

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Марии Монтессори (итальянский педагог, доктор медицины)

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, она пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква - тоже рисунок, чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Этапы освоения чтения :

1. Штрихуем и обводим для подготовки руки.

2. Ощупываем буквы. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

3. Составляем слова. Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

4. Пишем слова. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению М. Монтессори, рождается мания письма.

5. Читаем. Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Минусы методики М. Монтессори:

1. На фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым полушарием мозга — развитию правого полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом, внимания практически не уделяется.

2. Творческие игры считаются бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.

Метод Николая Александровича Зайцева

Методика относится к фонетическим методам. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Плюсы данной методики:

1. Читаем быстро, читаем бегло.

2. Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

3. На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно "жыраф" или "шына").

4."Скорая помощь" для нечитающего ребенка. Сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через четыре занятия.

5. Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

6. Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Минусы методики Н. Зайцева:

1. Ребёнок не понимает, что каждый слог является слиянием тех или иных букв и запоминает буквосочетание как неделимый символ. К тому же в школе ребёнку придётся столкнуться с совершенно другой системой обучения чтению.

2. В школе гласные, согласные, глухие и звонкие обозначается карточками разного цвета, и эти обозначения отличаются от тех, к которым привык ребенок, занимаясь по методике Зайцева.

Метод Даниила Борисовича Эльконина (доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития).

Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

Сам звук представить очень сложно, ведь это абстрактная единица речи. Звук мы не видим и не можем пощупать. Именно поэтому в своей работе я использую русскую народную сказку «Репку». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец,

между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и

внучкой? Кто стоял за бабкой? И т. д.). Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В результате был определен путь обучения грамоте : путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то есть в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны слова.

Этапы обучению грамоте, чтению :

1. Первый (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;

2. второй — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;

3. третий — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

- Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем;

- Дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование;

- Дифференциация твердости — мягкости и звонкости — глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Д. Б. Эльконин считал, что фонемному анализу необходимо уделять много времени.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

жжжук, жууук, жуК.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Сейчас я предлагаю просмотреть фрагмент занятия с элементами обучения чтению в 11 подготовительной группе, занятие проводит Наталья Николаевна. Еще раз напоминаю, что в нашем ДОУ педагоги следуют основному закону русского языка – фонематическому.

Сейчас мне хотелось бы услышать ваше мнение по перечисленным методикам, какая вам показалась наиболее успешной и близкой?

При выборе вами определенной методики обучению чтения помните, что она должна отвечать некоторым принципам:

- должна быть грамотной, т. е. основываться на системе родного языка (ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА - ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ, а не на модных заграничных заимствованиях;

-должна быть доступной, чтобы ребёнку было понятно;

-должна быть занимательной, игровой, чтобы ребёнку было интересно. Игра, с одной стороны, действие непроизвольное, а с другой стороны, любая игра есть испытание воли, действие, подчинённое правилу, а значит, способ сформировать произвольность.

Если вы водите ребенка в центры развития или другие клубы ребенка поинтересуйтесь выбранной ими методики, так как вы теперь имеете представление о системах обучения чтению ведущими педагогами и знаете о том, какие результаты и последствия могут иметь место быть.

Рекомендуемая литература:

1. Бадалян, Л. О. Детская неврология. М., 1984г.

2. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003г.

3. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.

4. Монтессори, М. Мой метод. Метод научной педагогики. М. : Астрель, 2006г.

5. Иванова, Л. И. Методика Д. Б. Эльконина. М., 2012г.

Публикации по теме:

Фотоочерк к Всемирному Дню туризма на МAAM «Потребность чувствовать себя странником»Фотоочерк к Всемирному Дню туризма на МAAM «Потребность чувствовать себя странником» Людмила Рыбакова «Потребность чувствовать себя странником». Фотоочерк к Всемирному дню туризма на МААМ. (Все фото выполнены мною). Средние.

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Обучение чтению: изучаем буквыОбучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Консультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 летКонсультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 лет Дети в возрасте 4 - 5 лет начинают проявлять интерес к буквам, а в старшем дошкольном возрасте – и к чтению. Процесс обучения чтению у каждого.

Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.

Возможность отдать дань памяти спустя годы…Возможность отдать дань памяти спустя годы… В преддверии 70-летия Дня Победы хочу рассказать историю прапрадедушки моего воспитанника Урюпина Степана. Яценко Прокофий Алексеевич родился.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч для родителей «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде»
Опубликовано: 5 марта 2022 в 09:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД