Ирина Меликян
Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире, и мира в себе - наша основная взрослая задача. Став воспитателем, я определила для себя правила педагогической деятельности: «расти вместе с детьми»; находиться в творческом поиске; уважать детей и их родителей; не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперёд, ориентируясь на требования времени.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогает экспериментирование, как специально организованная деятельность. И способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Академик Н. Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.
Главной целью моей работы является создание условий для эмоционального комфорта и саморазвития личности, повышения уровня образованности. Постоянно использую современные практические методы и приёмы, увлекая и ненавязчиво расширяя кругозор ребенка, развивая его способности.
Моя задача, как воспитателя не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает опытная деятельность.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать.
Первым моим шагом в опытно-экспериментальной работе была организация развивающей среды. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок детского экспериментирования. Здесь дети превращаются в «ученых», проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике.
План по теме самообразования на 2021 - 2022 учебный год
Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения
Самореализация Изучение литературы по данной теме. Сентябрь
Повышение собственной профессиональной компетентности. Октябрь
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом. Ноябрь
Обогащение предметно-развивающей среды. В течение года
Самоанализ и самооценка проделанной работы. Май
Работа с детьми 1. «Какая бывает вода». Цель: узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).
2. «Холодный – горячий». Цель: учить определять температуру воды.
3. «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение на ощупь определять твердый предмет.
4. «Водичка – водичка». Цель: закрепить свойства воды.
5. «Откуда сосулька». Цель: познакомить детей об образовании льда.
6. «Игры с султанчиками». Цель: познакомить со свойством воздуха – движение.
7. «Мутная водица». Цель: развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
8. «Сладкая водичка». Цель: формировать представление о том, что в воде растворяются. Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Работа с родителями 1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты». Октябрь
2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования». Ноябрь
3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе. Ноябрь
4. Родители вместе с детьми показывают опыты с водой. Декабрь
5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи». Май
Работа с педагогами Консультация для педагогов: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Октябрь
Презентация проекта «Огород на подоконнике» Апрель
Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Май
Цель: изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в методических объединениях.
Методы и приё мы:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.