Светлана Сиушкова
Тематический проект «Осень разноцветная» в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Деревья, травы, насекомые, птицы - их лучше изучать в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Публикация «Тематический проект „Осень разноцветная“ в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, и одежда людей.
В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цель:
Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
• - расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам : «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Вид (тип) : групповой, творческо-исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта : Воспитанники группы «Непоседы», воспитатель, родители.
Время проведения: 01.09.2020 г. - 15.11. 2020 г.
Разработка проекта :
1. Подбор методической литературы
2. Выбор форм работы с детьми и родителями
3. Выбор основных мероприятий
4. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта
5. Определение и формулировка ожидаемых результатов
Выполнение проекта :
Познавательное развитие:
Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» «Осенние хлопоты человека».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
- за красотой и богатством осенних красок,
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»,
экскурсия по территории ДОУ;
Сбор семян цветов.
Уборка урожая на огороде.
Пересадка цветка «Анютины глазки» (виола) в цветочный горшок.
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Что растёт на грядке?», «Зимние запасы», «Времена года», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы»,
Экспериментирование:
«Зелёные и жёлтые листья». «Летающие семена»
Речевое развитие:
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Чтение художественной литературы:
• Пословицы, поговорки, загадки об осени
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
• А. Плещеев «Скучная картина»
• К. Бальмонт «Осень»
• Н. Сладков «Осень на пороге»
• Е. Благинина «Улетают, улетели»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
• А. Ерикеев «Наступила осень
• Л. Толстой «Дуб и орешник»
• З. Федоровская «Осень»
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой
Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Социально – коммуникативное развитие:
С-р игра «Магазин», «Семья»
Игра – драматизация по сказке «Репка»
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»
Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Северные ягоды», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».
Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года».
Художественно – эстетическое развитие:
НОД: Рисование - «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»
Аппликация: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов», «Осенний ковер»
Лепка: «Большие и маленькие морковки»
Аппликация: «Сказочное дерево» (с использованием ладошки, «Наша грибная полянка».
Лепка: «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Грибное царство»
Изготовление дерева «Времена года».
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,
Музыка: пение - «Осенняя песенка» Татьяна Агафонова, «Осень, милая, шурши» С. Еремеева.
Танец «Разноцветные листики».
Осенняя игра «Волшебный зонт».
Игра с платком.
Заучивание стихотворных форм про осень.
Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р. Н. С. «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат».
Музыкальное развлечение «Осенний праздник»
Видео фильм – ПРОГУЛКА «Листик, листик, листопад…».
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»; «Репка», «Гуси – лебеди».
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – листики осенние», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
Взаимодействие с семьей:
Сбор фотографий на осеннюю тематику.
Приобретение раскрасок по теме «Осень».
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»
СМИ: консультация «Учите детей наблюдать».
Изготовление работ в уголок природы из природного материала и бумаги и для выставки.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Материал: картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.
1. Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.
2. Что происходит с погодой осенью?
3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?
4. Куда осенью улетают птицы?
5. Как животные готовятся к зиме?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 11 баллов.
Низкий уровень – 4 – 7 баллов.
Выводы:
Проект помог детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской деятельности и природоохранной активно – нравственной позиции.
Для развития познавательной активности детей и решения различных исследовательских задач использованы серия опытов и экспериментов.
Использование художественного творчества позволило приобщить к изобразительному искусству, музыке. Продуктивная, театральная деятельности, пение способствовали развитию у детей воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики.
В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы, связанные с изменениями в природе.
Оформление выставки поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Сбор семян цветов.
Уборка урожая на огороде.
Пересадка цветка из клумбы в цветочный горшок.
Экскурсии
Участие в природоохранной акции "Синичкин день".
В конце проекта у детей появился интерес к явлениям, происходящим в природе, их взаимосвязи. Дети поняли, что природа это целостный организм, где с изменением одного компонента, происходят изменения и в других. Теперь они не просто выходили на улицу погулять, поиграть – каждый день они замечали какие – то новые изменения, происходящие на участке или по дороге в сад.
Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие не только детям, но и родителям. Что позволило ещё больше активизировать родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы, сблизить родителей с педагогами дошкольного учреждения. Чаще принимать участие в творческой деятельности детей в домашней обстановке. Вследствие этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными.
Мною принято решение продолжать работу в этом направлении. В дальнейшем хочу продолжить разрабатывать проекты по всем временам года, с привлечением родителей.
Самый важный результат воспитания и обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Перспектива дальнейшего использования проекта
1. Отбор пакета документации по экологическому проекту «Осень разноцветная», дальнейшее его распространение.
2. Участие в городских, региональных и федеральных конкурсах по экологическому воспитанию.