Московская
Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования познавательного интереса к обучению у младших школьников является достаточно важной, т. к. младший школьный возраст в литературе называют «вершиной детства». Ребёнок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В связи с этим, достаточно важное значение имеет формирование познавательного интереса у младших школьников к учебе.
Публикация «Теоретические аспекты формирования познавательного интереса младших школьников» размещена в разделах
К отцам основателям теории интереса относят Коменского Я. А., и Ушинского К. Д., а значительный вклад внесли Амонашвили Ш. А., Вартанова И. И., Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Донцов Д. А., Ефременко Л. В., Корнилова Т. В., Матюшкина А. А., Подольский А. И., Шульга Т. И., Щукина Г. И. и др.
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в своей работе «Великая дидактика» писал: «Каждое занятие нужно начинать, с того чтобы вызвать у учеников интерес к предмету, доказав его пользу» [8, с. 216]. По его мнению, в природе любого ребенка есть умственные и нравственные способности, которые позволяют без запугивания, подавления личности и постоянного контроля личности ученика, осуществлять легкость, приятность, основательность обучения.
Константин Дмитриевич Ушинский писал «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное интереса… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» [12, с. 180]. Он разработал систему развития интереса к знаниям и любознательности.
Познавательный интерес проходит через следующие стадии: любопытство, заинтересованность, стойкая познавательная активность, научная любознательность, устойчивая направленность.
Я. А. Коменский предлагает выделять три стороны познавательного интереса: цель, средство, результат[8].
Выделяют три уровня познавательной активности:
Репродуктивно-подражательная активность – наиболее ранняя, элементарная форма активности, ее проявления у детей естественны и необходимы ребенку. Данный вид активности связан с функциональными особенностями нервной системы и освоением опыта социальных форм сосуществования. Лев Семенович Выготский установил, что овладение сложной формой развития происходит в сотрудничестве со взрослым, а затем самостоятельно и в этом проявляется репродуктивно-подражательный характер активности. [5].
Поисково-исполнительная активность. Обучающийся выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит педагог, а поиски путей решения дают возможность отклоняться от образца данного взрослым и способствуют проявлению самостоятельности и творчества в решении задач.
Творческая активность. Показателями проявления творческой активности выступают: оригинальность, новизна, уход от шаблона, не традиционность, значимость, важность.
Развитию личности в значительной степени способствует творческая активность, способствующая совершенствованию деятельности и преобразованию действительности.
По К. Д. Ушинскому познавательный интерес включает: задавание вопросов и стремление найти первопричину; участие обучаемых в обсуждении рассматриваемых на уроке вопросов, дополнении ответов товарищей, стремление высказать свою точку зрения; активное использование своих знаний и умений; желание делиться с другими новой информацией, полученной вне школы [12, с 192].
У школьников одного класса может быть различный уровень познавательного интереса, обусловленным различным жизненным опытом и путями получения данного опыта.
Выделяет следующие уровни познавательного интереса.
1. Элементарный – интерес к новым знаниям, занимательным явлениям рассматриваемым учителем на уроке.
2. Поиска и догадки – активного использования имеющихся знаний приобретенных способов действий. Обучающегося интересуют отдельные факты, он не стремится понять закономерности. На данном уровне часто находятся младшие школьники, не имеющие достаточного теоретического багажа знаний, но способные к дедуктивному подходу в изучении материала.
3. Причинно-следственных связей. Обучающийся стремится понять закономерности, действующие в различных условиях. Данный уровень характеризуется пониманием не только общего смысла, но и пониманием существенных сторон изучаемого явления.
В реальных условиях данные уровни характеризуются более тонкими взаимопереходами, но знание выше названных уровней познавательного интереса важно для понимания учителем на каком уровне интереса к знаниям, умениям и навыкам находится каждый из учеников.
В практической деятельности педагога часто выделяют следующие уровни познавательного интереса: низкий – активность обучающегося на уроке ситуативная, задачи решает преимущественно репродуктивным способом со стереотипными действиями; средний – обучающийся не склонен к выполнению творческих заданий, самостоятельность носит эпизодический характер зависит от внешних стимулов; высокий – обучающийся отличается самостоятельностью, активным участием в занятии отдавая предпочтение деятельности более сложного (трудного) характера.
Внешние проявления познавательного интереса следующие:
1. Мыслительная активность учащихся.
1.1. Вопросы обучающихся характеризующие стремление проникнуть в сущность объекта, процесса, явления изучаемого на уроке.
1.2. Стремление обучающихся без указаний педагога принимать участие в дискуссиях и исправлениях неверных ответов одноклассников.
1.3. Сосредоточенность внимания на предмете интереса.
1.4. Готовность к самостоятельному решению поставленной задачи.
1.5. Внимательность при решении поставленной задачи.
1.6. Результат решения поставленной задачи (глубина, оригинальность или примитивность в подходе).
2. Эмоциональные проявления обучающихся.
2.1. Речевые реакции при обмене мнениями с соседом, например, «Вот здорово».
2.2. Наступающая тишина в классе.
2.3. Адекватные реакции обучающегося на происходящее в классе (смех на юмор, мимика радости, мыслительного напряжения и др., согласно содержанию ситуации).
3.1. Читаемые произведения обучающимися.
3.2. Участие учеников во внеклассной работе (предметный кружок и др.)
3.3. Выполнение индивидуальных заданий.
3.4. Характер использования свободного времени.
Наиболее распространены следующие приемы формирования познавательного интереса.
Новизны – педагог пытается заинтересовать обучающихся какой-то новой, но не абсолютно незнакомой информацией.
Персонификации – вызывание эмоциональной реакции обучающихся. Например, эмоциональный рассказ может вызвать интерес к рассматриваемой теме.
Участия – учащиеся самостоятельно исследуют какой-то объект, процесс, явление и пр., например, рассказ Пришвина М. М. Лягушонок.
При работе с книгой необходимо, чтобы учащиеся понимали смысл прочитанного, а не дословно заучивали текст при пересказе.
Для этого используют: ответы на вопросы в конце параграфа, составление плана, схем, таблиц по прочитанному материалу. Также можно использовать и более сложные задания: написание докладов, рефератов к семинарам и конференциям.
Не стоит забывать влияние на развитие в познавательной активности и внеклассной работы при изучении тем.
Резюмируя все выше перечисленное, можно высказать следующее. Возникновение познавательного интереса является важным фактором для развития личности школьника в целом, а его устойчивость – гарантией положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основой успешного и полного усвоения знаний. В современной литературе значительный опыт сейчас неоправданно забытый, в современной школе наблюдается недостаток учебно-методической литературы по формированию познавательного интереса с учетом современных ФГОС ООО.
На развитие интереса младших школьников оказывают значительное влияние: позитивная эмоционально насыщенная атмосфера обучения; опора на активную познавательную деятельность учащихся; использование инновационных форм и методов обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникативных технологий обучения. Итак, мотивация является обязательным компонентом любой деятельности, в том числе и учебной. Мотивация является фактором успешности учебной деятельности, поэтому актуальным является вопрос о формировании ее направленности и повышении.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. воспитание и развитие личности. – М. : Свет, 2017. - 288 с.
2. Вартанова И. И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации //Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. - С. 77-85.
3. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Мартыненко М. Н. Связь качества образовательной среды и психического развития ребенка // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 25-26.
4. Веракса Н. Е. Детство как отношение //Воспитание и обучение детей младшего возраста Материалы VIII Международной конференции. М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. - 437 с. - С. 6-7.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М: Педагогика-Пресс, 1999 – 536 с.
6. Донцов Д. А., Донцова М. В. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности. – М. : Флинта, 2018. – 308 с.
7. Ефременко Л. В., Иванова Г. П., Кальченко А. П., Рябинина М. В., Федоров О. Г. Гармонизация учебной и внеучебной работы младших школьников как условие развития их познавательной активности // Социальные отношения. 2019. №2(29). - С. 111-123.
8. Коменский Я. А. Великая дидактика - М. : Изд-во Наркомпросса, 1939. – 318 с.
9. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Григоренко Е. Л. Подростки групп риска. – М. : Юрайт, 2019. – 273 с.
10. Матюшкина А. А., Кунашенко М. И. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. №1(50). - С. 61-72.
11. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. психоэмоциональное благополучие детей и подростков. – М. : Юрайт, 2017. – 113 с.
12. Сабанин П. В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников. – М. : Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. – 96 с.
13. Ушинский К. Д. Воспитание человека: избранное - М. : Карапуз, 2000. - 256 с.
14. Шульга Т. И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. С. 36-50.
15. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М. : Педагогика, 2002. - 203 с.