Теоретическое обоснование необходимости создания условий для удовлетворения потребности детей в социальных контактах

анастасия коробейникова
Теоретическое обоснование необходимости создания условий для удовлетворения потребности детей в социальных контактах

Автор: Коробейникова А. А., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 360» г. Перми

В настоящее время в нашей стране становится все больше мигрантов и вынужденных переселенцев, приезжающих с семьями, с детьми. Они вынуждены вписываться в иную социальную среду. Перед педагогами и родителями стоит важная задача - помочь таким детям адаптироваться в новых условиях, а именно, создать условия для удовлетворения потребности таких детей в социальных контактах. (Социальный контакт - начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами).

В основе любых социальных контактов лежит общение. Перед детьми, попадающими в иную социальную среду стоит важная задача (проблема) – это успешная языковая адаптация, т. к. в основном, такие дети владеют разными языками (билингвы). Автор книги «дети-билингвы в детском саду» Микляева Н. В. называет таких детей «социокультурные голодающие по одной из культур», т. е. они не имеют достаточную языковую и речевую практику.

Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он становится причиной возникновения устойчивых специфических речевых ошибок. Как отягощающий фактор для развития детской речи он препятствует социальной адаптации ребёнка. Именно поэтому необходимо так важно еще в дошкольном возрасте создать условия для успешной языковой адаптации детей-билингвов.

Как это возможно?

Основная задача работы с детьми, принадлежащим разным культурам и владеющим разными языками, стоит в том, чтобы создать у них положительное отношение к русскому и любому другому иному языку вообще.

Основные направления логопедической работы с детьми, принадлежащим разным языковым культурам:

1. Обогащение и уточнение словарного запаса

2. Формирования навыков словообразования и словоизменения

3. Научение произношению слов различной слоговой сложности

4. Согласование различных частей речи

5. Понимание пространственного значения предлогов

6. Грамматический строй речи

7. Пользование приобретёнными навыками

8. Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Начинается такая работа, прежде всего, с формирования языковой установки (Это есть осознание ребенком ограниченности применяемых им средств общения). В основе этого направления лежит создание спокойных и доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, четкое соблюдение режима дня, вовлечение детей в интересную для них деятельность, специально создаваемые коммуникативные ситуации и т. д. Педагог вызывает слухо-зрительное сосредоточение на своей речи и стимулирует попытки подражания ребенка артикуляции взрослого. Это достигается благодаря следующим приемам:

1. Создание проблемной ситуации (педагог делает вид, что не понимает ребенка и просит сказать, что ему нужно)

2. Привлечение внимание к губам (с помощью указательного пальца) и мимике говорящего

3. Постоянное комментирование в речи происходящих вокруг ребенка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами).

Постепенно педагог активно включает во взаимодействие с таким ребенком его сверстника (говорящего на неродном для ребенка языке). Такое взаимодействие организуется на материале игр типа: «Оденьте вместе куклу», «Соберите один домик». При этом педагог специально создает проблемные ситуации, в которых ребенок оказывается в состоянии нужды и вынужден обратиться за помощью к ровеснику (не хватило пластилина, забыл, куда поставил игрушку.). Именно после формирования языковой установки (осознание ребенком потребности в речевом общении)он начинает осознавать речь как средство достижения собственных целей, основй для взаимопонимания с окружающими.

Таким образом, у ребенка формируется постепенное доброжелательное отношение к языку, что лежит в основе успешной языковой и социальной адаптации.

Публикации по теме:

«Открываем ФГОС вместе!» Сценарий создания игрового поля «Экоград» для детей 5 лет «ЭКОГРАД» в старшей группе Б "Солнышки". ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛЯЕВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА Задачи: -уточнить знания детей о факторах окружающей.

Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Конспект поздравительного сценария для детей подготовительной группы. (Сценарий для создания видеоролика) Сценарий ПДД Цель: закрепление знаний по правилам дорожного движения, а так же поздравление ГАИ с юбилеем! Задачи: 1. Сохранение жизни.

Консультация для родителей о необходимости и рациональности развития пальцевой моторики и умелостиКонсультация для родителей о необходимости и рациональности развития пальцевой моторики и умелости Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики. Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления.

Поддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора детьми деятельностиПоддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора детьми деятельности Мною была создана творческая мастерская по поисково-исследовательской деятельности. Почему я выбрала именно этот вид деятельности… Дети.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Занятие «Мои потребности и окружающий мир» Цели: - способствовать самопознанию и самоопределению воспитанников на основе изучения ими личностных интересов и мотивов; - подвести участников.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Домашние животные
Автор публикации:
Теоретическое обоснование необходимости создания условий для удовлетворения потребности детей в социальных контактах
Опубликовано: 16 октября 2016 в 17:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая Родина –с. Большая Казинка»
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка....
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Сценарий развлечения «Рождественские игры» Смирнова Наталья Александровна. Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре....
Комплексное занятие по теме «Одежда» в старшей группе «Карлсон у нас в гостях»
Комплексное занятие в старшей группе. «Карлсон у нас в гостях» Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: Образовательные:...
Пластилинография «Ёлочка зимой» для детей 4–5 лет
Цель 1) Развивать у детей мелкую моторику. 2) Развивать творческие способности с помощью нетрадиционной технике работы с пластилином. 3) Воспитывать...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время» Цель праздника: - формировать всесторонне развитую, целостную личность; - развивать...