МААМ-картинки

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Ольга Ефремова
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Тезисы выступления на МО учителей – логопедов города. Подготовил: учитель – логопед МБДОУ детский сад №5 «Теремок»

Ефремова Ольга Викторовна

«Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР».

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка.

Публикация «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР» размещена в разделах

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.

Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р. Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.

Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения,в дальнейшем обучении, т. к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Дисграфия является одним из самых распространенных дефектов речи у детей младшего школьного возраста. Данное нарушение речи отрицательно влияет на весь процесс обучения, на школьную адаптацию, на формирование и характер всего психического развития ребенка Трудности при освоении детьми чтения и письма существовали и ранее, однако на сегодняшний день они приобрели значительную распространенность. В 50-е гг. XX в. (по данным Хватцева М. Е.) в массовых школах наблюдалось около 6% детей с дисграфией. На сегодняшний день картина изменилась. Современные исследования, проведенные в Санкт-Петербурге, показывают, что во вторых классах массовой школы выявлено 53% детей с дисграфией, из третьего в пятый класс поступают 37% детей с данной патологией, в восьмой класс- 39% (данные опубликованы в работе Парамоновой Л. Г. «Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.). Это в свою очередь сказывается на грамотности взрослого человека, т. е. перерастает с социальную проблему общества в целом.

Целый ряд исследований разных лет по данной проблеме (Левина Р. Е., Корнев А. Н., Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г. и др, подтверждают мнение о том, что нарушение письма основывается на совокупности дисфункций, а именно:

- дефектов устной речи;

-недостаточно сформированные психические процессы и их произвольность;

-несовершенство зрительного восприятия;

-неловкость мелкой моторики.

На основе вышесказанного, можно констатировать, что дети с ОНР входят в группу риска возникновения дисграфии в период школьного обучения.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии :

1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.

2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.

3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.

4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.

5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.

6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников.

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «предложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него. Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

- ребёнок пропускает строчки или буквы;

-присутствует слитное написание предлогов со словами;

- отсутствуют отступы между словами и предложениями;

- ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;

- ребёнок не может определять написание временных границ;

-почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;

- буквы написаны коряво;

- безударные гласные пишутся неправильно;

- присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии.

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

- родовой травмы;

- асфиксии;

- внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть. Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

- постоянно читать ребенку книги с момента рождения;

- начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;

- записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями.

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.

2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.

3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.

4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.

5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.

6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.

7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.

8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.

9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать па мять и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

-улучшение всех познавательных сфер;

- увеличение словарного запаса;

- формирования связной речи;

- устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;

- развитие аналитико-синтетической способности;

- улучшение слухового и пространственного восприятия;

- развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребё нком следующие упражнения:

1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.

2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.

3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесу

Таким образом, профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является важнейшим направлением работы учителя-логопеда.

Эффективность подготовки детей к письму тесно связано с определением оптимального для начала этой работы возраста. Л. С. Выготский поэтому поводу подчеркивал, что только в определенные периоды обучение оказывается легким и экономичным. Поэтому слишком позднее обучение так же трудно и малопродуктивно, как и слишком раннее. Акт письма – процесс сложный, многогранный, требующий достаточно высокого уровня развития у детей координированных движений руки, высокой точности исполнения. Пятый год жизни считается наиболее сензитивным возрастом для начала систематической работы по освоению детьми графических навыков, которые впоследствии становятся основой для элементарных навыков письма.

Анализ литературы (Никашина Н. А., Спирова Л. Ф., Ефименкова Л. Н., посвященной проблеме патологии письменной речи у детей, показывает, что устранение недостатков чтения и письма должна осуществляться комплексно. Исходя из этого, профилактическая работа строится также.

Первый блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение акустической, артикулярно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, а именно:

- развитие фонематического восприятия и представлений;

-работа над звукопроизношением;

-развитие навыков языкового анализа и синтеза;

-развитие слогового анализа и синтеза;

-развитие фонематического анализа и синтеза.

Второй блок включает направления работы, обеспечивающие предупреждение оптической дисграфии, а именно:

-развитие зрительного восприятия;

-расширение объема зрительной памяти;

-формирование пространственных представлений;

-развитие зрительного анализа и синтеза.

Третий блок включает развитие мелкой моторики, так как письмо является сложным психофизическим процессом, требующим высокого уровня развития мелкой моторики.

Важно подчеркнуть, что одним из условий эффективного взаимодействия детей и взрослых, является опора на игровую деятельность. Игра основной вид деятельности дошкольников. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речи ребенка.

Игра в процессе подготовки детей 5-7 лет с ОНР к освоению письма дает возможность использования большого количества разнообразных методов и приемов, повышающих интерес современных детей к данному виду деятельности таких как, совместное сочинение игр, их вариантов, усложнение уже знакомых упражнений; образное представление графических элементов, разнообразные пальчиковые игры и т. д.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что эффективность профилактической работы тесно связана с особенностями речевых нарушений у детей с ОНР, работа носит комплексный характер и реализуется на основе игровой деятельности.

Список использованной литературы.

1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

2. Левина Р. Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии. - М., 1959.

3. Парамонова Л. Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб. : «Дельта», М. : ООО «Издательство АСТ», 1997.

4. Парамонова Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. – СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2006.

5. Ростова Н. Н. О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Логопедия в детском саду. - 2008.№ 1(26).

6. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. развитие речи, Подготовка к освоению письма. - М. : ВАКО, 2005.

Публикации по теме:

Игротека для старших дошкольников с ТНРИгротека для старших дошкольников с ТНР Ни для кого не секрет, что у старших дошкольников с ТНР недостаточно развит словарный запас. Активный и пассивный словарь дошкольника необходимо.

Игры по математике для старших дошкольниковИгры по математике для старших дошкольников Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, воспитателям, приходится думать, как преподнести.

Игры с буквами для старших дошкольниковИгры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П» Тема: «Звуки [п], [п’], букв П» Направление: - Познавательно-речевое развитие - Социально-личностное развитие.

Конспект ОД по правилам дорожного движения «А вы знаете?» в подготовительной логопедической группе с ФФНРКонспект ОД по правилам дорожного движения «А вы знаете?» в подготовительной логопедической группе с ФФНР Программное содержание: • Формировать соблюдение правил дорожного движения, закрепить знания о пешеходном переходе, светофоре. • Познакомить.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Опыты для старших дошкольниковОпыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 23:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД