Папки-передвижки

Пояснительная записка «Тико-моделирование «Самоделкин»

Зайцева Марина
Пояснительная записка «Тико-моделирование «Самоделкин»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это яркий неповторимый этап в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами деятельности, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

В соответствии с ФГОС ДО одной из важных целью является проявление детьми инициативы и самостоятельности, умение действовать в команде в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. Сегодня важным является развитие у детей способности самостоятельно и творчески мыслить. Научить этому можно в ситуации требующей осмысления, именно это и определило направление нашей работы. Проведя мониторинг среди детей 4 лет, было выявлено, что у детей слабо развиты психические процессы, познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, комбинаторские и конструкторские способности, необходимые для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Все педагоги обращают внимание на то, что малыши очень любят создавать что – то своими руками и затем использовать это в игре, опираясь на это и результаты мониторинга, мы решили применить в работе с детьми технологии ТИКО – моделирования. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. Конструирование формирует предпосылки учебной деятельности: умение действовать по образцу, ориентироваться на правила и способы действий, совершенствуется тонкая моторика рук, развивается произвольность психических процессов. Чтобы научиться создавать плоскостные и объёмные модели, ребёнку необходимо научиться конструировать, анализировать и сопоставлять объекты на плоскости, поэтому очень важно сформировать у детей умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки. Все эти задачи решаются в использовании технологии ТИКО – моделирование, именно это и подтолкнуло нас на разработку данной программы.

Публикация «Пояснительная записка „Тико-моделирование „Самоделкин“» размещена в разделах

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объёмного моделирования) – это трансформируемый игровой материал, который способствует развитию дошкольников в образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Основной целью нашего внедрения и использования технологии ТИКО – моделирования является помочь ребёнку перейти от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности, формировать способность и готовность к созидательному творчеству в окружающем мире. В совместной деятельности педагога и детей с использованием конструктора «ТИКО» ребёнок лучше воспринимает новую информацию за счёт тактильных ощущений; расширяет кругозор; обогащает знания в области окружающего мира; развивает фантазию и творческие способности; совместная работа способствует созданию в группе психологического комфорта при обучении. В процессе использования технологии ТИКОмоделирования у детей формируются следующие умения:

- творческие (дети развиваются творчески придумывая, фантазируя оригинальный и необычные фигуры и конструкции);

- интеллектуальные (для создания конструкции, ребёнок осмысливает какие детали ему необходимы, в какой последовательности их нужно соединить,

- коммуникативные (процессе совместной работы со сверстниками и педагогом дети активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают, совместно решают возникшие проблемы,

- речевые (обогащается словарный запас детей, они активно называют детали, формы, цвета; в старшем возрасте запоминают буквы, звуки, выполняют задания на звуковой анализ слов, что послужит подготовкой к обучению в школе).

Таким образом, использование технологии ТИКО – моделирования это ещё один шаг в нашей работе для освоения детьми универсальных логических действий и развития навыков моделирования для будущего успешного обучения в школе.

Всё это легло в основу построения цикла занятий по программе “ТИКО- Самоделкин». Все занятия разработаны в игровой форме, так как игра является источником всестороннего развития детей и создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155

Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996 №14 – ФЗ;

Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 308-950;

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (12 марта 1999 года, глава 111, ст. 28, гл. 11 ст. 2).

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

«ТИКО – Самоделкин»

Отличительной особенностью данной программы, является то, что уже в младшем дошкольном возрасте все действия детей основываются на работе с геометрическими фигурами, вся работа строится на актуальных для дошкольника наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Использование технологии ТИКО – моделирования позволяет более эффективно подготовить дошкольников к изучению системного курса начальной технологии, а в старшем дошкольном возрасте, использование разных видов «ТИКО» конструктора, также помогает лучшей подготовке детей к обучению грамоте и элементарного математического образования. Реализация данной программы предполагает совместную деятельность по конструированию педагогов и детей, что позволяет более близкому, доверительному общения взрослого и ребёнка. Реализуя данную программу, мы предполагаем участие родителей в занятиях по конструированию, что так же способствует более тесному и близкому общению детей, родителей и педагогов. Реализация данной программы позволить нам решать целый ряд задач, основные из которых направлены на расширение спектра компетенций дошкольника, обеспечение его социализации в коллективе сверстников на этапе подготовки в школьному обучению. Использование технологии ТИКО – моделирование позволяет педагогам организовать образовательную в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вносить разнообразие в непосредственную образовательную деятельность, формирует профессионально – личностную компетенцию.

Адресат программы.

Программа дополнительного образования с применением технологии ТИКО – моделирования «ТИКО - Самоделкин» разработана для детей в возрасте 4 – 5 лет. По результатам анкетирования родителей (законных представителей) детей в нашей группе, 100% опрошенных пожелали посещать занятия по дополнительной образовательной программе «».

Работа по реализации программы «ТИКО - Самоделкин» построена на основе следующих принципов:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;

Поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Принцип наглядности: зрительная информация воспринимается детьми более эффективно, чем слуховая.

Принцип доступности: получаемы знания, должны опираться на уже полученные.

Принцип активности и сознательности: дать ребёнку больше самостоятельности в решении практических и познавательных задач.

Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - родители, дети - дети, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности;

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Основные функции данной программы:

- Образовательная: систематизация знаний детей о геометрических представлениях; способствование улучшению восприятия информации (зрительное и тактильное восприятие); формирование пространственного, абстрактного и логического мышления.

- Развивающая: мелкой моторики рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора); художественного вкуса и эстетического восприятия (за счёт яркости и и многообразия получаемых цветовых решений); творческие способности (за счёт возможности создавать различные оригинальные конструкции).

- Воспитательная: формируется интерес к предмету (за счёт разнообразный форм задания); дисциплина (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

Реализация данной программы открывает для детей новый мир технического знания. На первом этапе дети конструируют плоскостные фигуры по образцу, затем по схеме и на слух. Самым сложным этапом является самостоятельно изобрести и сконструировать плоскостную и объёмную конструкцию.

Объём и сроки реализации программы.

Программа «ТИКО - Самоделкин» рассчитана на 1 год, в форме очных занятий, 1 занятие в неделю.

Особенности организации образовательного процесса.

Поскольку программа реализуется первый год, первые занятия было решено проводить в групповой комнате, чтобы не вызвать закомплексованности у детей резкой сменой обстановки, а так же это позволяет детям все выполненные работы использовать в последующих играх в группе. Успешную реализацию программы дополнительного образования «ТИКО - Самоделкин» обеспечивает использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям, при поддержке педагогом положительного, доброжелательного отношения взрослых к детям, детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия в кружке по программе «ТИКО - Самоделкин» проводятся группой детей по 6 – 8 человек, продолжительностью 20 минут с учётом смены разных видов деятельности. 4 занятия в месяц, общее количество часов в год - 34академических часа.

Расписание образовательной деятельности

День недели Время

Среда – четверг 15.30 – 16.00

1.2 Цели и задачи программы «ТИКО- Самоделкин»

Цель: развитие познавательного и творческого потенциала каждого ребёнка в процессе конструктивной деятельности с использованием технологии ТИКО – моделирование. Исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Задачи:

- формировать умение называть детали конструктора;

- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное и абстрактное мышление, усидчивость, чувство уверенности;

- развивать сенсорные представления;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь и обогащать словарный запас;

- формировать умение мысленно делить предмет на составные части и собрать из частей целое;

- совершенствовать навыки классификации;

- формировать умение анализировать и делать выводы на основе проведённого анализа;

- формировать умение планировать процесс создание конструкции или совместного проекта;

- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, уважительное отношение к человеку – творцу;

- способствовать сплочённости детского коллектива, умению работать в команде.

Публикации по теме:

Аттестационное задание «Организация НОД». Пояснительная записка Аттестационное задание №2.1 «Организация НОД». Пояснительная записка С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Пояснительная записка «Читающий ребенок» Пояснительная записка. Л. С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как.

Пояснительная записка к АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ (далее - Программа) определяет содержание и организацию образовательного.

Пояснительная записка к презентации «Блокадный Ленинград и современность. Связь времён» Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Пояснительная записка к презентации «Иваново-Вознесенская губерния глазами художников» Цели: познакомить детей с историей, культурой и достопримечательностями родного края. Задачи: 1. формировать познавательный интерес детей.

Пояснительная записка к презентации «Космос» Пояснительная записка. Данная презентация рассчитана на детей дошкольного возраста от 4-7 лет. Может применяться как в познавательном развитии.

Пояснительная записка к программе «Ритмика и хореография» Программа «Ритмика и танец» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности в образовательной.

Пояснительная записка к НОД «Приморье — край чудес!» Пояснительная записка к НОД «Приморье – край чудес!» Непрерывно - образовательная деятельность (НОД) образовательная область «Познавательное.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Пояснительная записка к портфолио воспитателя Пояснительная записка к портфолио воспитателя Главное назначение портфолио - набор материалов, документов и иных свидетельств достижений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пояснительная записка «Тико-моделирование «Самоделкин»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 04:45
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД