Кристина Кращенко
Тиса как метод ЛФК в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время сохраняется негативная тенденция, связанная со
здоровьем детей, что подтверждается ростом заболеваемости, инвалидности,
хронической патологии, увеличение врожденной заболеваемости.
В последние десятилетия отмечают снижение показателей физического
развития детей всех возрастных групп.
По результатам многолетних исследований, проводимых профессором
И. М. Воронцовым с помощью автоматизированных систем массовых
профилактических осмотров (АСПОН-Д, в отдельных субъектах РФ доля
здоровых детей составляетвсеголишь2-10%. Надо понимать, что это
касается больше северных регионов, страдающих от нехватки солнца, чем
Публикация «Тиса как метод ЛФК в работе с дошкольниками» размещена в разделах
южных.
Многие специалисты связывают ухудшение здоровья, сниженные
двигательные показатели с неблагоприятными социально-экономическими
экологическими условиями жизни, несбалансированным питанием,
уменьшение двигательной активности, снижением оздоровительной и
воспитательной работой в образовательных учреждениях.
Для решения очевидных проблем с подрастающим поколением по
здоровье сбережению команда физиологов, педиатров во главе с профессором
д. т. н. Д. П. Рыбаковым разработала целый комплекс развивающих и
корректирующих упражнений на тренажерно - информационной системе
«ТИСА», на практике она представляет собой нетрадиционный метод
лечебной физкультуры (ЛФК).
Под лечебной физкультурой (ЛФК) понимается применение средств
физической культуры к человеку с целью лечебно-профилактического
воздействия для более быстрого восстановления здоровья и предупреждения
патологических процессов (В. Н. Мошкова).
Метод ЛФК использует принцип упражняемости: систематическое и
дозированное применение физических упражнений ЛФК является главной
наряду с массажами, естественными силами природы и подвижными играми,
так как физическое упражнение - организованная форма движения,
применяемая целенаправленно для укрепления здоровья, физического
совершенствования, воспитания физических качеств и восстановления
нарушенных функций организма.
Отличительная особенность «ТИСы» заключается в том, что она
совмещает в себе вибротерапию- тренажеры изготовлены из сосны, покрыты
лаком, а в «сердце» горок, лестниц, скамеек, различных массажёров
вмонтированы устройства, которые при включении в электропитание дают
вибрацию.
Лечебное и профилактическое воздействие НМК (непрерывное модульное
колебание- колебания изменяются непрерывно и не имеют скачков на
границах электроимпульсов) осуществляется путем воздействия на организм
в целом или отдельные части тела механическими колебаниями в диапазоне
частот инфра- и низкозвукового спектра (от 10 до130 Гц.) при амплитуде
используемых виброперемещений от 0,1 до 4,0 мм, при этом частота
механических колебаний изменяется непрерывно в режиме «волна» с
периодами от 1 до 8 мин, а длительность воздействия составляет от 5 до 20
мин. и определяется параметрами биоуправления.
Вибротерапия- методы и способы применения с лечебной целью
механических колебаний инфразвуковой и низкой частоты, осуществляемые
при непосредственном контакте излучателя с тканями пациента.
Низкочастотные механические колебания как дозируемый фактор
специфического и неспецифического характера могут оказывать
направленные воздействия на ключевые звенья патогенеза при широком
спектре заболеваний и нарушений.
«ТИСА» обладает широким спектром воздействия и позволяет решать
круг важнейших задач:
- способствует правильному развитию всех систем организма;
- применяется в любых возрастных группах;
- доступна для детей с любым уровнем физической подготовленности;
- исправляет дефекты осанки и корректирует опорно-двигательный аппарат;
- улучшает работу анализаторов;
- совершенствует навыки, предотвращающие травматизм;
- позволяет организовывать увлекательные игры, комплексно воздействует на
все системы организма ребенка.
Тренажерно-информационная система применяется в работе с детьми не
только в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида, но и в
коррекционных дошкольных учреждениях, где помогает детям в:
- снятии спастики;
- снижении порога расслабления мышц;
.- ликвидации отрицательных моторных актов;
-создании предпосылок для нормальной двигательной деятельности.
На базе ГБДОУ детского сада общеразвивающего вида No8
Адмиралтейского района вибросистема успешно функционирует сначала
учебного года в установленных правилах физических нагрузок:
- интенсивность физических нагрузок 50-60 % от МПК (всемирная
организация здравоохранения рекомендует использовать в качестве одного из
наиболее надежных показателей физической работоспособности человека
величину максимального потребления кислорода);
- коррекция интенсивности и продолжительности физической нагрузки
проводитсякаждые2-3 недели (по мере того, как ребенок справляется с
упражнением);
- минимальная продолжительность однократной физической нагрузки
составляет10-15 мин. ;
- дети занимаются 2 раза в неделю.
Занятияпроводятсявмалыхподгруппахпо3-4 человека, с целью
повышения эффективности выполняемых упражнений, а также во избежание
повышенного детского травматизма в виду неидеальной координации
движений. Педагог находится непосредственно в контакте с ребенком во
время упражнения, оказывая поддержку, страховку, подавая инвентарь и
главное придавая уверенности в своих силах, что помогает многим
воспитанникам бороться со страхом перед нетрадиционными методами и
оборудованием.
Как и физическая культура, ЛФК на"ТИСЕ" соблюдает трехчастную
структуру построения занятия. Все начинается с разминки под музыку, стоя
на массажных ковриках, основная часть состоит из работы на тренажёрах,
затем дети выбирают либо игру с мячом и виброгоркой- одиночной, либо
бассейн с шарами, либо виброгорку- ромашку с разными подъёмами, и в
заключение занятия дыхательная гимнастика на восстановление.
За период с октября 2020 г. по март 2021г. была отмечена положительная
динамика у воспитанников, как младшей, таки старшей групп, с которыми
проводятся еженедельные тренировки. Несмотря на разницу в возрасте между
детьми проблемы одни на всех: поначалу некоторые боялись подходить и
пробовать (тогда тренажёры выключались, дети сами выбирали с чего начать).
Замечена также прибавка в силе, выносливости, наблюдается азарти
соревновательный компонент среди ребят. Дети с нетерпением ждут
следующего занятия, что говорит о сложившемся благоприятном
эмоциональном настрое и положительном отношении к физической культуре в
целом.
Занятия на вибротренажерах «ТИСА» полезны любому ребенку.
Список литературы:
1. А. А. Потапчук С. В. Матвеев М. Д. Дидур Лечебная физическая культура
в детском возрасте. - Спб. : Речь, 2007.-464 с.
2. И. М. Воронцов Закономерности развития детей и методы его оценки :
Учебно-методическое пособие. Л. : ЛПМИ, 1986. 56 с.
3. А. И. Вялков Современные проблемы состояния здоровья населения
Российской Федерации//ЛФК и массаж. М. No1(4). 2003. С. 5-8.
4. А. А. Потапчук М. Д. Дидур Осанка и физическое развитие детей
(программа диагностики и коррекции нарушений). Спб. : Речь, 2011. 166 с.
5. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред.
М. И. Фонарева. Л. : Медицина, 1983. 360 с.
6. Под ред. академика РАНИ. Б. Ушакова Изд. : Медицина, 2007 Методы
исследования и фармакологической коррекции работоспособности человека
7 В. М. Боголюбов Г. Н. Пономаренко Общая физиотерапия. М. -СПб, 1998.