Папки-передвижки

Традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Анна Андреева
Традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. В нашем детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

Публикация «Традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

• Сформировать в детях способность сопереживать.

• Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.

Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.

• Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.

• Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Прежде всего, духовно- нравственное развитие личности начинается в семье.

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Традиционно семья – главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывает культура семьи. Важнейшим элементом культуры семьи выступают семейные традиции,под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению. Семья является главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, а также выступает главным элементом в механизме передачи социального опыта.

Что же такое традиция? Это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Традиции- это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Какова же «Роль семейных традиций в воспитании детей.

Семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции- это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. (Высказывание А. С. Макаренко про семью). Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Семейные традиции – это :

праздники, дни рождения – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым.

торжественные обеды по выходным;

семейное украшение елки на новый год;

семейное посещение выставок, театров, музеев;

если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях.

совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения.

коллекционирование;

семейные традиционные походы, прогулки и пикники на природу;

поздравление родственников;

фотографировать ребенка каждый день рождения;

отмечать рост ребенка, пусть видит на сколько подрос за год;

домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность;

составление своей родословной и семейных альбомов;

пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым;

неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, чтобы и дети также высказывали свои мнения. И тогда, спустя годы, при решении своих проблем, дети будут обращаться к родительским советам, прислушиваться к их мнению, обсуждать последние события в своей жизни;

полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Семейное чтение является поистине уникальным способом интеллектуального и речевого развития ребенка, формирования позитивного отношения к миру, воспитания любви и интереса к книге. В содержании литературных произведений заложены большие возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Ученые рассматривают семейное чтение как самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, обогащающий детей и их родителей знаниями о традиционных отношениях в семье, послушании, совести, добре и зле, побуждающий сопереживать, любить, жалеть, прощать, что и составляет опыт духовной жизни.

Наш детский сад использует разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, такие как беседы, анкетирование, социальный опрос, круглые столы, семейные гостиные, творческие мастерские. С помощью таких мероприятий мы узнаем о том, какие в семьях существуют традиции. Для распространения положительного опыта мы провели общее родительское собрание на тему «Семейные традиции», где семьи воспитанников поделились о своих семейный традициях. Выступили: семья Поповых которые принесли фотографии своих выступлений на сцене, они -поющая семья, а также семья Силантьевых, которые показали присутствующим презентацию о своем увлечении коллекционировании монет, фантиков и статуэток, а семья Деевых уже много лет собирает и коллекционирует игрушки из киндер- сюрпризов. Как и многие из вас, я также являюсь мамой, у меня два сына, один из них воспитанник нашего детского сада, другой посещает общеобразовательное учреждение. На собрании я поделилась с родителями о своих семейных традициях. Наша семья старается сохранить и приумножить семейные ценности, а также традиции, передающиеся из поколения в поколение. Одна из важных наших семейных ценностей – достойное, патриотическое воспитание молодого поколения в рамках национальной культуры. Мой старший сын изучает обычаи и историю казачества, продолжая дело своего прадеда. Наша семья на протяжении многих лет соблюдает такие традиции как : семейные путешествия, совместные украшения ёлки на новый год, составление своей родословной и семейных альбомов, а так же коллекционирует магниты привезенные из разных городов. В нашем доме имеется много фотографий, на которых запечатлены моменты традиций семьи и любимых занятий.

Хочу, представить вашему вниманию традиции нашей группы :

«Утро радостных встреч».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

Поздравление именинников. В каждой группе принято поздравлять именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от детей.

«Прогулки по нашему поселку».

Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.

«Семейная мастерская».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

«Книжкин день».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

«Дорогой памяти».

Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.

«Мы идем в музей и поход в библиотеку».

Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

«Чистая пятница».

Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

Приобщение к народным традициями православным праздникам содействует целостному социальному развитию личности ребенка дошкольника. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Возрождая народные традиции и обычаи, мы - педагоги, поставили цель: -приобщать наших воспитанников к истокам русской православной, народной культуры через организацию праздников, которые по традиции мы от мечтаем в нашем саду: народно -фольклорных («Масленица», «Троица», «Осенины») и православных («Рождество», «Колядки», «Пасха», «Покров», «День семьи любви и верности», «Яблочный спас.»). Работая в этом направлении, мы успешно решаем следующие задачи:

-формирование патриотических чувств через приобщение к культурным ценностям;

- расширение знаний о русских традициях и праздниках народного календаря;

- воспитание нравственных качеств личности;

- создание у детей радостного и эмоционального настроя.

Вся работа строится на основе календарно- тематического плана народных праздников на год.

Воспитанники нашего детского принял участие в муниципальном фестивале «Культура и традиции народов Кубани», в хореографическом конкурсе «Танцы народов Кубани». Позже состоялся концерт в Доме культуры, где ребята из подготовительной группы исполнили танец «Цыганочка».

Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 23:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД