Оксана Цитцер
Тренинг для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Воспитатель:Цитцер О. Д
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Задачи:
• Познакомить родителей друг с другом
• Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
Публикация «Тренинг для родителей „Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
• Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ
Материал и оборудование: листы бумаги, авторучки, мольберт, маркер, журналы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, музыкальный центр.
Ход тренинга
1. Знакомство.
Инструкция. Родителям предлагается представиться и рассказать немного о себе и своих детях.
2. Упражнение «Мое настроение».
Инструкция. «В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
3. Упражнение «Мои привычки и интересы»
Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Родителям предлагается выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:
а) любит спать
б) любит сладкое
* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче
б) любит рукоделие
* Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:
а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать
4. Упражнение «Ассоциации»
Инструкция. Родителям предлагается подобрать ассоциации к записанному на доске слову «адаптация». Варианты ведущий записывает рядом.
«Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».
Вопросы для обсуждения:
- что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения и т. д.)
- какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка и т. д.)
5. Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»
Инструкция. Перекидывая мяч друг другу, родители продолжают фразу : «Адаптация это хорошо, потому что…». Тот, кому бросили мячик, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому, что…». И так до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.
Вопросы для обсуждения:
• Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
• В чем проявляется стресс?
Примечание. В конце обсуждения вывешивается плакат.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Беспокойство
• Страх
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
• Заторможенность или возбудимость
Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»
Участники формируют определение «Адаптация»
А – активность
Д – добро
А – анализ
П – последовательность
Т – тактичность
А – аргументированность
Ц - целеустремленность
И – инициативность
Я – яркость.
6. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».
«один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению очень часто для нее – драматическое событие, которое затрагивает все сферы его жизнедеятельности. Причины этого понятны: ребенок попадает в новые социальные условия, встречается с сменой обычного расписания и способу жизни, с необходимостью принятия своего нового статуса. В это время ребенок может неадекватно себя вести, не находить общего языка с близкими людьми, болеть. В ситуации адаптации к новым условиям жизни детям характерная повышенная возбудимость, раздражительность, несдержанность, растерянность, они кричат, плачут. Ребенок старается изменить состояние вещей, что его не удовлетворяет. Для других - наоборот, характерным являются депрессивные реакции: торможение, отчуждение, ребенок отключается из окружающей ситуации. Необходимо помнить, что к 2-3 годам у ребенка нету опыта общения с ровесниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет его потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ровесники не могут этого еще дать, так как сами в этом нуждаются. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к дошкольному заведению, так как сильно привязаны к матери, и ее исчезновение вызывает большой протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствителен. Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора, игр в гаджеты. Внимание! До 2 лет вообще противопоказано.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
6. Пораньше забирать их детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах.
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.
Упражнение «Паутинка»
Цель: обеспечить согласованность действий родителей и педагогов, дополнение для облегчения социального перехода ребенка к новым условиям жизни; наладить сотрудничество между дошкольным заведением и семьей. Задачи: составить «паутину» (сеть) психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода
Методы: * анкетирование родителей;
*дни открытых дверей;
*прогулочные группы;
*недлительное пребывание ребенка в группе с родителями;
*консультации, памятки, рекомендации;
«Влияние слов на ребенка»
Практический опыт
Нам необходимо:
* стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);
* соль – грубые, соленые слова;
* перец – жгучие, обидные слова;
* грудка земли - невнимательность, равнодушие.
Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.
оставление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад»
Инструкция. Участники делятся на две команды, каждый из которых с помощью подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается сделать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время выполнения задания 15-20 мин. После чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.
8. Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)
Инструкция. С помощью упражнения, использованного в начале заседания, участникам предлагается определить, изменилось ли настроение в процессе встречи.