Елена Таймолкина
Тренинг для педагогов с использованием техник арт-терапии «Давайте знакомиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов с использованием техник арт-терапии
«Давайте знакомиться»
Автор: педагог-психолог Таймолкина Е. Е.
Задачи:
1. Информирование об арт-терапии как технологии развития творческого потенциала.
2. Создание условий для развития самовыражения средствами продуктивных видов деятельности.
I.Введение и разогрев.
1. Теоретическая часть.
Публикация «Тренинг для педагогов с использованием техник арт-терапии „Давайте знакомиться“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время в сфере образования изменяется подход к ребёнку как личности. В педагогический процесс внедряется большое количество инновационных технологий, различных программ, посредством которых выполняется социальный заказ государства. При этом мы отслеживаем динамику тех или иных качеств дошкольника, его способностей, но не всегда можем почувствовать и выделить внутреннее состояние ребёнка. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым в период дошкольного детства. Это требует от специалистов образовательных учреждений использования новых педагогических технологий, интегрирующих в себе достижения современной науки и практики.
Одной из актуальных технологий в дошкольном образовании, которая безболезненно корректирует эмоционально-чувственную сферу ребёнка, нормализует самооценку, повышает творческие способности, возможности, является арт-терапия. Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия является инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Арт-терапия предполагает, что ребёнок рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта, который создает особую среду, помогает включиться в процесс изобразительного творчества.
Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции ребёнка с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д., что имеет огромное значение для социальной адаптации.
Сейчас арт-терапия активно внедряется в образовательные учреждения не только специальные, но и массовые, может использоваться при проведении различных тренингов.
2. Техника «Автопортрет»
Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля, и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.
Ведущий: «Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?»
II Продуктивная деятельность
1. Техника «Разговор»
Каждый в группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнёра, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор цветов» на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнёра.
Варианты: используйте различные формы и пятна в ответ на формы и пятна партнёра, пользуясь разными цветами, попытайтесь имитировать эмоционально-окрашенный разговор, например, ссору, рисуйте поочерёдно, пытаясь продолжить линию партнёра, рисуйте одновременно, свободно ведя свою линию в любом направлении, рисуйте одновременно, пытаясь вести свою лини параллельно линии партнёра, меняйтесь цветами через некоторое время, используйте другую руку при сохранении прежних условий, несколько пар, располагаясь друг против друга вдоль длинного листа бумаги, начинают «разговор» с партнёром напротив, а затем вступают в «разговор» с партнёрами слева и справа.
2. Техника «Интервью-презентация».
Попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т. д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал.
III.Рефлексия
1. Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
- Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
- Какая часть вызвала особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее.
2. Комплекс упражнений для нервно-мышечной релаксации