Елена Чупрова
Тренинг по работе с родителями «Родительская мудрость»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по работе с родителями.
«Родительская мудрость»
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребнку социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья, родственники своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания.
Публикация «Тренинг по работе с родителями „Родительская мудрость“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Ход проведения.
Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью упражнения.
1. Упражнение «Знакомство» «Здороваемся локтями»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы, установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Ход: Предлагается рассчитаться на три. Номера «1» складывают руки за головой. Номера «2» упираются руками в бедро. Номера «3» держат сложенные крест-накрест руки на груди. Во всех случаях локти развернуты в стороны. Психолог дает сигнал, и участники стараются поздороваться как можно большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями. При этом нужно назвать свое имя (или И. О).
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите, и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Мозговой штурм
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании? Давайте их проговорим:
«Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках»
«Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как сорняк»
«Что учат дома дети, то знают и соседи»
«Умел дитя родить, умей и научить»
«Какой я вор такой забор, какой отец такой и сын»
«Яблоко от яблони далеко не падает»
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. И я хочу вас с ними познакомить.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Психолог: Сейчас мы с вами ответим на вопросы анкеты «Ваше общение с ребенком» (см. Приложение №1).
Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик-Телесик», «Хаврошечка», или другие по выбору психолога).
Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
- Что было для вас непривычным?
- Каковы ваши ощущения от работы?
- Сложно было выполнять задание?
- Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?
Разминка «Почтальон»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.
Каждый участник получает листок бумаги с названием города, психолог говорит: «Почта идет из Москвы в Канск, из Иркутска в Красноярск» и т. д.
Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время психолог пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», - тогда местами должны поменяться все участники.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слово «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть спокойно.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей :
1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание. ,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что.».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепконакрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Приложение №1
Анкета «Ваше общение с ребенком»
Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми.
1. Единодушны ли вы с вашим (ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?
___
2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных?
___
3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?
___
4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)
___
5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)
___
6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)
___
7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)
___
8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?
___
9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?
___
10. Понимаете ли, вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?
___
11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?
___
12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?
___
13. Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком? ___
14. Сколько времени (в среднем) в день, Вы уделяете для общения с ребенком?
___
Благодарим за сотрудничество!