Папки-передвижки

Тренинг для педагогов «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда»

Виктория Кузнецова
Тренинг для педагогов «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ’’ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №27 ’’АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК’’ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБДОУ №27 ’’Аленький цветочек’’ г. Симферополя)

Тренинг для педагогов

«Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Подготовила:

учитель-логопед

Кузнецова

Виктория Владимировна

Симферополь, 2022

Публикация «Тренинг для педагогов „Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. ; различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму

В настоящее время число детей, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом. И не все психические процессы у одного ребенка будут развиты на должном уровне по сравнению с другим ребенком. Например : один ребенок уже к 4 годам может читать чуть ли не бегло, а другой, учась в школе даже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно знает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, даже зная наизусть все правила, допускают на письме кучу ошибок.

На психическом уровне это выглядит как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, и в целом как учебная и социальная неуспешность.

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология и нейрокоррекция?

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

Цель: способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение педагогов.

Задачи:

• Познакомить участников тренинга с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

Отработать совместно с участниками тренинга последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

• Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

• Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Материал и оборудование: столы, стулья, тренажеры по нейропсихологии, мячи, фломастеры и листы А-4 (по 2 на каждого участника, кубик с рисунком, знаки привествия, колонка.

Форма проведения: тренинг.

Категория участников: педагоги.

План проведения:

1. Приветствие.

2. Игра «Передай мяч».

3. Упражнение «Классики».

4. Упражнение «Веселые дорожки».

5. Упражнение «С бумажками играем - ум развиваем».

6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

7. Упражнение «Зеркальное рисование».

8. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Приветствие:

Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать, Вас, на моем тренинге «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда ДОУ».

Давайте познакомимся и поздороваемся с Вами, непростым способом, а при помощи знаков. Для этого необходимо встать друг за другом и поздороваться. Если выбираете «ладошки» - здороваемся ладошками, «сердце» – обняться, «нота» - танцуем, «ступни» - прижимаем ногу к ноге. Кто поздоровался проходит и становится в круг.

Логопед: Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое - отвечает за речь, логику, анализ математических способностей. Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга важна работа двух полушарий. Это взаимодейстие влияет на обучение ребенка. Сегодня я ознакомлю вас нейропсихологическими упражнениями и играми, которые я использую в своей практике, для стимуляции речевой активности ребенка. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Логопед: Предлагаю Вам поиграть в игру «Передай мяч». Наша задача стать в круг ближе друг к другу. Возьмите мячик левой рукой. Теперь необходимо правой рукой накрыть мяч, захватить его и передать соседу справа, в левую руку правой рукой. И так, передаем по кругу мяч и продолжаем упражнение.

Педагоги делятся впечатлениями.

Логопед: Вы отлично справились!

Логопед: А сейчас я предлагаю сесть за столы. Перед Вами лежат тренажеры «Классики». Для выполнения этого упражнения Вам необходимо на кружок поставить один палец, а на квадраты два пальца одновременно. Двумя руками одновременно «перепрыгивают» по фигурам.

Педагоги делятся впечатлениями.

Логопед: Следующий тренажер «Веселые дорожки» (3D- конструкция). Этот тренажер состоит из симметричных рисунков, которые необходимо одновременно обводить двумя руками в противоположные стороны. Для усложнения выполнения упражнения необходимо сверху наложить лабиринт из прямых линий, а затем, завершая конструкцию, волнистой или зигзагообразной линией. А теперь Вам необходимо пройти все дорожки одновременно.

Логопед: Теперь предлагаю Вам немного подвигаться и поиграть. Для этого необходимо стать в круг. Будем выполнять упражнение «С бумажками играем - ум развиваем». Для этого несложного упражнения необходимо два листка бумаги размером с тетрадный листок и положить их на ладони. Теперь сминает одновременно двумя руками эти листы, зажимая их в кулак, а затем начинаем их разворачивать. Каждая рука работает со своим листом бумаги. Добиваемся максимально расправления листов. Упражнение выполняется на весу.

Логопед: Следующая игра «Кулак-ребро-ладонь». Для выполнения задания необходимо подойти к столу и, двигаясь по часовой стрелке, на каждый знак выполнять определенные движения: «круг» - поставить кулак, «прямоугольник» - ставим ребро, «ладонь» - кладем ладонь.

Педагоги делятся впечатлениями.

Логопед: для выполнения задания «Зеркальное рисование», предлагаю Вам присесть за столы, взять в обе руки по фломастеру и рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки от точки, расположенной по центру листа. А рисунок нам поможет определить кубик, на гранях которого нарисованы узоры.

Педагоги делятся впечатлениями.

Наш тренинг подошел к концу и хочу напомнить, что нейропсихологическая коррекция - одна из наиболее эффективных технологий работы учителя-логопеда, позволяющая получить результат в познавательном и речевом развитии, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Рефлексия:

После проведения упражнений каждый педагог высказывается о том, что было сложно или легко.

Происходит рефлексия тренинга :

1. Что было сложно, не понятно?

2. Какие ощущения были при выполнении того или иного упражнения?

Надеюсь, что сегодняшние практические советы и задания Вам понравились и вы обязательно примените мой опыт у себя на занятиях! А я была рада поделиться с Вами!

Список использованной литературы:

1. Сборник под ред. П. Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. -М., 2005.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М. - Академия-2011.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

4. Калганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : в 2 ч. -М. АЙРИС-пресс,2015.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.

8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда»
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 14:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД