МААМ-картинки

ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ирина васильева
ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

«Духовная жизнь вашего ребёнка полноценна тогда, когда он

живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы и получилось привычно и легко? На данном этапе ни школа, ни д/сад чётко и ясно на этот вопрос ответить не могут. Что же это такое, что может вдохнуть в нашу педагогику, психологию новый импульс – это труд, тория решений изобретательских задач. Труд поможет своими нестандартными приёмами сделать наших «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья. Труд поможет нам найти ответ на вопрос, как воспитывать наших детей.

Публикация «ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Так при знакомстве с ТРИЗ – вы не знаете, что он несёт, что он вам даст, поэтому не спешите, присмотритесь, приглядитесь и не делайте поспешных выводов. Что такое ТРИЗ – его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Но задача задаче рознь: ТРИЗ, конечно, поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше – ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку. Почему? Потому что цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение наших детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. Она нам жизненно необходима. Триз заинтересовал миллионы людей, он лёг в основу нового предмета по технологии творчества, он лёг в основу медицинской терапии. Триз изучают в институтах, техникумах. Он усиленно изучается во всех промышленно развитых странах.

Основателем ТРИЗ является Г. С. Альтшуллер, который и поныне здравствует в Баку. В г. Ангарске его разработкой и творческим внедрением занимаются Иванов Г. И. – научный руководитель Ангарского Центра методологии научно-технического творчества и Кобец С. М. директор Центра методологии НТТ.

Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

Пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ - это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

На тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.

Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» - т. е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (Пример по сказке «Колобок». Дети дают множество ответов: «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили2 и т. д.).

Итак, п р о т и в о р е ч и я. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.

Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.

Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.

• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.

• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)

• Обязательная активация творческого воображения;

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий : построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.

(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

1. Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

• Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп,

• Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,

• Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,

• Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,

• Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,

• Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.

2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста :

• Кляксография,

• Ниткография,

• Пальцеграфия,

• Рисование штампами и шаблонами,

• По каждому рисунку провести беседу с детьми : что нарисовано, на что похоже,

• Создание коллажей,

Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

3. Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).

«Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).

«Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.

4. Ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р. н. с.)

Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок») р. н. с.

Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р. н. с.

Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р. н. с.

Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.

Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р. н. с.

Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р. н. с.

Полюбив, она сделала невозможное. (А. Аксаков «Аленький цветочек»).

Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).

Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).

Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин).

Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).

Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

5. Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.

• Придумывание сказки по предложенному началу.

• Составить сказку на свободно выбранную тему.

• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

• Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.

• Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.

• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

• Изменять заимствованные из сказок ситуации.

• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).

• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.

• Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.

• Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.

• Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.

• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.

• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.

• Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

• Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Метель»

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

• Я – лягушка. Я умею прыгать.

• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребё нок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит. д.

«Салат из сказок».

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д. ; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.

«Сказка – калька»

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку».

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».

1 вариант.

Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.

2 вариант.

Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

«Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом».

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».

Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

Лжезагадки.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Когда собака бывает в конуре без головы?

• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Публикации по теме:

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей образовательного процесса. В последнее время дети чаще.

Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.

Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ» Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ. Консультация для воспитателей..

Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста КРАЕВЕДЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Городок – окраина России Снегом заметён, за ним – тайга. Ни правителя и ни.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Обобщение опыта работы по ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста Тема: «Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии познавательных интересов дошкольников». Актуальность: ТРИЗ - образование является.

Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2019 в 13:07
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД