МААМ-картинки

Творческая мастерская: «Золотая хохлома»

Елена Дворова
Творческая мастерская: «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Творческая мастерская. «Золотая хохлома»

Тип занятия: НОД

Предмет: Интеграция образовательных областей художественное творчество – коммуникация – физическая культура

Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7 лет)

Цель: изучить особенности русского народного творчества

Задачи:

Публикация «Творческая мастерская: „Золотая хохлома“» размещена в разделах

1. Познакомить с хохломской росписью, как одним из видов русских художественных промыслов. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем.

2. Развивать связную речь, обогащать активный словарь, формировать грамматический строй речи, воспитывать звуковую культуру речи. Воспитывать уважительное уважение к труду. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами.

3. Упражнять в ходьбе и беге по кругу с изменением направления движения и врассыпную. Продолжать разучивать прыжок в высоту с разбега. Продолжать разучивать подвижные игры.

Развивающая среда: Образцы хохломских изделий, карточки с образцами хохломской росписи, тонированные контуры изделий. Гуашь, кисти, тампоны, спички, альбомные листы, салфетки. Разноцветные ленточки, обруч, кегли, колокольчик, деревянные ложки.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, которая знакомит с жизнью русского народа в деревнях много веков назад. Знакомство с пословицами о труде. Отработка рисования некоторых элементов росписи (завиток, лист, ягодка)

Позиция воспитателя: Дошкольное детство – период, когда закладываются основы будущего поведения ребенка. То, каким он будет во взрослой жизни, во многом зависит от нас, педагогов. Поэтому наша задача вложить в души детей ту любовь к родной земле, которую наши предки передавали нам из поколения в поколение. Основная цель знакомства детей с народным творчеством состоит в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста чувство малой родины, познавательную активность через знакомство с духовным наследием русского народа, которое отражено в его традициях, обрядах, песнях, играх, творчестве. Знакомство с ним играет большую роль в духовном развитии человека, его эстетическом воспитании. Приобщение к культуре своего народа вызывает любовь к своей земле, бережное отношение к людям, ее населяющим.

Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, сложившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

- Посмотрите, ребята, кто к нам сегодня в гости пожаловал!

Заходит мальчик в русском народном костюме с лотком, на котором расставлена хохломская посуда и кричит :

- Кому посуду для пищи-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама Золотая хохлома!

- Ребята, Хохлома- это название села за Волгой, где делают такую чудесную посуду, известную во всём мире. Давайте мы ее подержим в руках и внимательно рассмотрим.

- А давайте спросим у мастера, как ее изготавливают, из чего? Задавайте вопросы.

Дети задают вопросы:

- Из чего делают эту посуду?

-Можно ли из нее кушать?

-Почему цвет у нее золотой?

-Почему не смывается краска?

- Почему посуда долго не портится?

- Мастера много сил да умений тратят, чтобы изготовить чудесную хохломскую посуду. Сначала посуду вытачивают из древесины. Она получается белой, и называют ее «бельё». Затем ее покрывают жидкой глиной, сушат, пропитывают маслом и снова сушат. После этого изделие покрывают алюминиевым порошком, становится посуда словно металлическая. Затем посуду расписывают узорами, покрывают лаком и ставят в горячую печь. От жары лак желтеет, и посуда приобретает золотистый оттенок.

Дети внимательно слушают. Если что-то непонятно, задают вопросы.

-Да, нелегкий труд у мастеров!

- А вы не устаете?

- Конечно, устаем, но мы не унываем: то поработаем, то поиграем!

- А чем же играть в мастерской?

- А что есть, тем и играем! Хотите и вас научу! (Раздает ребятам деревянные расписные ложки)

Вставайте в круг и повторяйте за мной!

Как у наших, у ребят

Ложки весело стучат:

Раз, два, три. Раз, два, три.

А устали ложки,

Затопали ножки

Раз, два, три. Раз, два, три

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком:

Раз, два. Раз, два.

Вот как пляшет детвора!

А как пустятся бежать-

Никому их не догнать!

- Ну, ребята, видите, как весело мы с вами поиграли! А теперь не ленитесь, отвечайте на мои вопросы!

- Запомнили вы, из чего сделана наша посуда?

- Почему она служит долго и не портится?

- Почему нашу посуду золотой называют?

- Молодцы! На прощание хочу рассказать вам стихотворение.

Хохлома, Хохлома –

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому-

Красоту невиданную!

Мы рисуем «травку»

Солнечною краской,

Ягодки-огоньки –

Алой краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш! –

Это вам подарок наш!

- До свидания, ребята! Мне пора возвращаться в свое село. А вам я желаю успеха.

Делу - время, потехе – час. (Обратить внимание детей на эту пословицу и спросить, как они ее понимают)

- Давайте внимательно рассмотрим те изделия, которые нам оставил мастер. В своей росписи мастера отражают сказочную красоту родной природы. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях землянику, малину, крыжовник, смородину. Называют их ласково и рисуют каждый раз по-новому. Посмотрите на наиболее часто встречающиеся элементы! (На доске фрагменты росписи) Но очень часто художники придумывают что-то свое. Сравните роспись на изделиях.

- Ребята, а может, и мы попробуем расписать посуду, как это делают хохломские мастера? Кто хотел бы попробовать?

- Но работа это не простая. Сначала надо решить какое изделие мы будем расписывать и что мы хотим на нем изобразить.

- Выберите себе понравившееся изделие. Возьмите заготовки. Давайте попробуем сложить будущий рисунок. Это называется моделирование.

Воспитатель корректирует, следит за правильным размещением центральной линии, помогает создать красивую композицию, дает советы.

- Ребята, вы, наверное, немного устали? Давайте отдохнем! А как вы думаете, когда мастера уставали от работы в тесном и душном помещении, что они делали?

- Правильно! А ещё издавна русские люди любили водить хороводы, петь песни, играть. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

1 Игра «Найди свою пару»

У воспитателя ленточки разных цветов, каждого цвета по 2 ленточки.

Каждому ребенку на запястье привязывают ленточки разных цветов.

Дети бегают врассыпную.

По сигналу воспитателя (удар в бубен, звон колокольчика и др.) надо найти себе пару с ленточкой того же цвета.

2 Игра «Карусель»

У воспитателя обруч с привязанными к нему лентами.

Воспитатель стоит в центре, держит обруч и произносит следующие слова, задавая темп:

Дети двигаются по кругу друг за другом и постепенно то ускоряют, то замедляют темп движения.

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз- два, раз- два

Вот и кончилась игра.

По сигналу воспитателя меняется направление движения, и игра проводится еще раз.

3 Игра «Костер»

Воспитатель из подручного материала (например, кегли, конус и др.) предлагает соорудить подобие костра.

Дети хором произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле.

Раз, два, три – беги!

После слов «беги» все дети по очереди разбегаются и прыгают через «костер», стараясь не задеть ногой кегли.

- Ну, ребята, делу - время, потехе – час. Возвращаемся в мастерскую, нас ждет работа.

- Ребята, вот мы с вами снова в мастерской.

Превращаемся в художников.

- Обратите внимание, что хохломские художники используют в своей росписи всего три- четыре цвета, это сложившаяся традиция. Назовите эти цвета.

- Возьмите баночки с гуашью тех цветов, которые вам понадобятся.

Сначала потренируемся рисовать элементы хохломской росписи на черновике. Возьмите альбомный лист.

Давайте разомнем наши пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев:

Пять «держальцев», пять «хватальцев».

Чтоб писать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Чтобы все их сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

-Ну, вот, пальчики наши согрелись и готовы к работе.

-Посмотрите, какие элементы используют художники: завиток, травка, усики, реснички. Рисовать их надо самым кончиком кисти, без нажима.

Не забывайте о правилах, которыми мы пользуемся, когда рисуем,

Воспитатель показывает на доске.

- Не забывайте о правилах, которыми мы пользуемся, когда рисуем.

- Взгляните на ягоды. Они бывают крупные и мелкие. Давайте попробуем их нарисовать!

Клубничку рисуем кистью. Рябину и смородину нарисуем пальчиком или тампоном методом тычка. Точки на ягодах ставим спичкой.

Воспитатель рисует на доске.

- Что еще нам нужно нарисовать, чтобы рисунок ожил?

- Правильно! Посмотрите на образцы. Лист бывает простой и сложный - трилистник. Посмотрите, как его рисуют.

Воспитатель показывает на доске.

- Мы с вами потренировались, теперь вы умеете рисовать все необходимые элементы. А сейчас давайте помоем кисточки, вытрем руки салфеткой и отдохнем.

Физкультминутка для глаз:

(негромко звучит спокойная русская - народная мелодия)

Сели на стульчике удобно, расслабились, руки лежат свободно.

Глазками посмотрим вверх-вниз (8раз)

Глазками посмотрим влево -вправо (8раз)

Глазами нарисуем круг( 8 раз, в обратную сторону(8 раз)

Глазами нарисуем восьмерку.

Закроем глаза и расслабимся (8 сек)

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, в кого мы с вами сегодня превратились?

- Сегодня мы художники!

- А чем занимаются художники вообще?

-Художники рисуют картины, могут оформлять интерьер помещений.

- А в нашем случае?

- Расписывают посуду, чтобы она была красивой.

- А в каком селе мы живем?

- В Хохломе.

- Как же называется наша роспись?

- Хохломская, или Золотая Хохлома.

- Теперь давайте посмотрим в окно вдаль и пофантазируем. Как вы думаете, что могли бы увидеть художники из окна мастерской много лет назад?

- А я увидела, как по проселочной дороге мчится повозка, запряженная тройкой лошадей.

От топота копыт пыль по полю летит.

-Давайте проговорим эту чистоговорку, тщательно проговаривая каждый звук.

- А теперь попробуем проговорить с разными интонациями:

o Удивимся

o Обрадуемся

o Огорчимся

o Разозлимся

-Теперь приступаем к росписи изделия хохломскими узорами. Возьмите заготовки из тонированного картона. Еще раз посмотрите на тот образец, который вы смоделировали сами и приступайте к работе.

Будем создавать красоту своими руками!

Воспитатель оказывает затрудняющимся детям индивидуальную помощь, следит за правильным изображением элементов, за правильным подбором средств для изображения ягод.

Через 3 – 5 минут можно дать рукам отдохнуть.

Физкультминутка:

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Дети выполняют движения вместе с воспитателем:

Ладошки сложить наподобие бутона

Раскрыть ладошки как цветок

Покачать плавно руками

Ладошки сложить.

По окончании работы похвалить славных мастеров за красоту, которую они создали своими руками.

- Ребята, кем мы сегодня с вами были?

- Понравилось вам быть художниками?

- Трудно было?

- Еще будем путешествовать по России, и знакомиться с народными обычаями и традициями?

После занятия оформляется выставка детских работ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома»Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома» Цель: приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Задачи Образовательные: - продолжать знакомить с хохломской росписью, её колоритом,.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД «Золотая Хохлома» (подготовительная к школе группа) IMG]/upload/blogs/detsad-1045644-1486881896.jpg[/IMG] Проектировочный компонент. Цель: развитие декоративного творчества детей. Программное.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект ООД по рисованию в старшей группе Тема: «Золотая хохлома» Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской.

Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома» Программное содержание. 1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве 2. Учить.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Мастер-класс «Золотая Хохлома» (подготовительная группа).Мастер-класс «Золотая Хохлома» (подготовительная группа). Мастер - класс "Золотая Хохлома" (подготовительная группа). Сегодня хочу поделится ещё одним мастер - классом по изобразительной деятельности.

Мини-музей «Золотая Хохлома» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №6 «Солнышко». Мини – Музей «Золотая Хохлома» (старший дошкольный.

Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома» Цель: Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников, через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру,.

Конспект ННОД «Золотая хохлома» Образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: Золотая хохлома. Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности.

Золотая хохлома. Аппликация во второй младшей группе.Золотая хохлома. Аппликация во второй младшей группе. Я люблю яркие работы. В этом возрасте, мне кажется, они и должны быть такими. Детям должно быть интересно. Как нельзя лучше для этого подходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская: «Золотая хохлома»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 18:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская: «Золотая хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дворова (УИ 96771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД