Папки-передвижки

Творческий исследовательский проект «Шерсть и изделия из шерсти» в старшей группе

Ирина Корнечук
Творческий исследовательский проект «Шерсть и изделия из шерсти» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий исследовательский проект

"Шерстяные подарки от овечки"

Тип проекта : творческий, информационный, краткосрочный;

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Срок: с 1по 27 декабря

Проблема:

Публикация «Творческий исследовательский проект „Шерсть и изделия из шерсти“ в старшей группе» размещена в разделах

Гуляя с ребятами на прогулке, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей очень быстро начинают замерзать замерзают пальчики в своих варежках, а некоторые ребята могут долго гулять и играть в снегу, и руки у них не мерзнут. А в валенках гораздо теплее и комфортнее, чем в сапожках. И мы задались вопросом- а почему в одних варежках рукам тепло, а в других пальцы быстро замерзают?И почему валенки считаются самой лучшей зимней обувью? Откуда и где мастерицы берут теплую шерстяную ниточку для вязания теплой одежды и как получают шерстяные нитки для рукоделия. Как делают валенки, и что еще можно делать из шерсти…Какие животные пригодны для того, чтобы получать шерсть и пух, и откуда берт шерсть жители северных районов, не пригодных для разведения овец и коз.

Актуальность :

Всё чаще в современную моду входят разные виды рукоделия, особенно вязание: вязаные кофты и свитера, пуховые шали и шарфы, варежки и валенки, словом, всё то, что сделано руками мастериц. Что может быть теплее и уютней шерстяных вязаных изделий в наши зимние морозы? Мы живем в Западной Сибири и зима в наших краях длится 5-6 месяцев в году. Погода нас в это время совсем не балует: часто бывает мороз и дует сильный ветер. Несмотря ни на какие холода, мы любим прогулки.

Поэтому в зимний период года мы надеваем теплые вещи, которые спасают и защищают нас от суровых условий погоды. Так же актуально сегодня носить валяную обувь, по праву считающуюся лучшей обувью для зимы. Валяная обувь сегодня отличается богатством выбора и разнообразием-во цвету, дизайну, высоте и цене…Но современные дети не знакомы с процессом изготовления валяной обуви, получением шерстяной нити,другими возможностями этого материала. Не имеют представление о пользе таких изделий для здоровья. Плохо ориентируются в таких вопросах, как гигроскопичность и теплосбережение шерстяного полотна. Не знают, что кроме овец, шерсть способны давать и другие виды домашних животных, в зависимости от климатических условий в том числе.

Цель: формирование экологической и социальной культуры, как совокупности экологического и социального сознания.

Задачи:

1. Познакомиться с историей появления первых изделий из шерсти.

2. Исследовать этапы производства овечьей шерсти.

3. Познакомиться с различными способами применения шерсти различных животных.

4. Познакомиться с особенностями применения шерстяного сырья (не только для изготовления валяной обуви и вязаной одежды).

5. Познакомиться с новыми профессиями людей,занимающимися обработкой шерстяного сырья.

6. Расширить кругозор и социальные связи детей.

Предполагаемый результат:

• Полные знания детьми информации о процессе получения шерстяной нити

• Рассказы детей об истории возникновения шерстяного производства.

• Расширение знаний о разнообразии использования шерсти (не только для изготовления пряжи)

• История использования шерсти не только овец, но и других домашних животных (коз, собак,кроликов)

• Пополнение копилки поговорок, чистоговорок, стихов по теме.

• Пополнение словаря новыми словами-терминами по теме (валяние, стригаль, отара, чабан)

• Как изменился процесс изготовления различных изделий из шерсти в сравнении с прошлым веком (ковры, валенки, крашение шерсти и т. д).

• Заинтересовать и побуждать к исследовательской деятельности.

• Мотивировать на получение новой интересующей информации вне ДОУ.

Мы рассмотрели различные гипотезы.

Предположим, что теплота варежек зависит от их толщины, или они связаны из разных ниток. Сделав предположения, мы решили разобраться в этом вопросе и узнать, откуда появились тёплые варежки.

Гипотеза:

Если мы узнаем, как изготавливают нитки из овечьей шерсти, то мы сможем связать из них любую одежду.

Объект:овечья и собачья шерсть, козий и кроличий пух, валяные изделия

(валенки, войлок)

Предмет: технология обработки и производства шерсти.

Что мы знаем? Из шерсти делают нитки

Шерсть берут у барашков

Козочки дают пух для ниток

Козы и овцы- это домашние животные

Собачья шерсть тоже используется для изготовления ниток (пряжи)

Кролики тоже дают пух для вязания

Что хотим узнать? Как шерстяные нитки делают цветными и полосатыми

Как делают из ниток рукавички спицами

Что еще можно делать из шерсти?

Как из шерсти делают валенки?

Как делают из шерсти игрушки?

Как мы можем узнать? Прочитать в книгах, энциклопедии.

Прочитать в интернете.

Спросить у мамы,бабушки,соседей, друзей.

Посмотреть научный фильм.

Спросить воспитателей.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Отобрать иллюстрации, видеофильмы о технологиях обработки и работы с шерстью.

3. Найти литературу, рассказывающую о истории одомашивания животных, дающих шерсть и возникновения ремесел, использующих шерсть, как сырье.

4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, чистоговорки и поговорки по теме.

5. Подготовить экскурсию в «РУССКУЮ ИЗБУ» в детском саду.

6. Подобрать экспонаты для оформления и пополнения развивающей среды.

7. Привлечь родительский коллектив к оформлению развивающей среды (предоставление различных образцов нитей, сырья, валяных изделий).

Основной этап:

Речевое развитие: Тема «Откуда пришла шерстяная ниточка» (составление рассказа по картинкам).

Проведение НОД

Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме.

Решение игровых ситуаций

Речевое развитие: беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками, чистоговорками.

Чтение художественной литературы о шерстяных изделиях, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.

Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки).

Пополнение и обновление игровых зон.

Экскурсия по детскому саду.

Мероприятия по реализации проекта :

В работе с детьми:

Беседы:

«Почему шерсть теплее хлопка,

«Люди каких профессий работают с шерстью,

«Важно ли получать шерсть для одежды,

«Почему изделия из шерсти считаю лечебными

«Почему собак на севере берегут и ценят больше других животных?»,

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»,

«Инструменты для людей, работающих с шерстью»,

«Что пригодится для изготовления ковра, рукавиц и валенок?»,

«Найди лишнее»,

«Для чего нужен этот предмет?»,

«Что мы делали не скажем, а что делали -покажем».

Чтение художественной литературы:

1Укр. нар. сказка «Рукавичка»

2. РНС «Зимовье зверей»

3. Чтение и заучивание стихов:

В. Борисова «Варежка» ,Н. Мазняк «Рукавичка», Н. Саконская «Где мой пальчик»,

4. С. Востоков «Валенки»

Самостоятельная художественно – творческая деятельность :

«Украшаем валенки»-аппликация на валенке различными материалами.

«Разрисуем рукавички, шапочки»-работа с шаблонами и раскрасками

«Пудель- артист»-рисование собачки силуэтом «облачко»

Сюжетно-ролевые игры:

«Театр»(сказка «Рукавичка»)

Цель:

Способствовать развитию творческого воображения у детей; развивать умение согласовывать свой замысел игры с замыслами сверстников; формировать умение обсуждать, договариваться, и планировать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать у детей организаторские способности и инициативу.

«Семья»(сюжет «Оденем дочку на улицу в теплую одежду)

Цель:

закладывать представление о совместном ведении хозяйства, семейном бюджете, о взаимоотношениях в семье, совместных досугах; воспитывать любовь, уважительное отношение к членам семьи, заинтересованность к их занятиям, хобби.

«Магазин товаров для рукоделия»

Цель:

формировать навыки культуры поведения в общественных местах, вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.

Работа с техническими средствами :

Просмотр видеофильмов о шерсти «ГАЛИЛЕО».

Просмотр видео роликов о изготовлении валяных игрушек

Взаимодействие с родителями

1. Пополнение игровых зон атрибутами для С/Р игр «Магазин», «Театр», «Семья».

2. Помощь в предоставлении наглядного материала для исследовательской и творческой деятельности.

3. Помощь в оформлении информационного материала по теме.

4. Консультации для родителей в «Родительском уголке»

Заключительный этап

• Выставка творческих работ детей

• Викторины по теме

• Пополнение игровых зон атрибутами для сюжетно-ролевых игр по теме.

• Пополнение настольных игр

• Пополнение дидактических игр по теме

• Пополнение копилки чистоговорок, стихов и пословиц по теме.

Полученный результат:

Все дети проявили интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Детям очень понравилось рисование на тему "Дизайнер изделий из шерсти ". Очень понравился простой в применении и доступный всем прием рисования «облачком» различных животных (пуделя, овцы).Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Пополнилась копилка чистоговорок и поговорок, а так же стихов по теме проекта.

У детей сформировалось целостное представление о путях получения и изготовления шерсти, изделий из нее, способах изготовления различных изделий из данного вида сырья, его значении и роли в жизни человека, некоторых интересных особенностях (медицина).

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.

Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.

Мы рассмотрели все варежки у ребят из нашей группы и разделили их на три группы :

• Варежки, связаные на трикотажной фабрике машинным способом

• Варежки, сшитые на швейной фабрике (краги)

• Варежки, связаные из пряжи мастерицами (бабушки, мамы)

Экспериментальным путем мы выяснили следующее:

1. Варежки, сшитые на швейной фабрике, сохраняют тепло дольше, чем связанные на трикотажной фабрике, они долго остаются сухими, у них высокая верхняя часть, которая не дает попадать снегу внутрь. Но в них не очень удобно лепить снежки, катать шары для снежной бабы, держать лопатки и снежколепы, другие

мелкие предметы.

2. Варежки, связаные на трикотажной фабрике более мягкие, чем краги, в них удобно играть, держать лопатки. Но они быстро намокают от снега, у них невысокая верхняя часть, пропускающая снег внутрь и в результате пальчики начинают замерзать быстрее, чем хотелось бы.

3. Лидерами в нашем эксперименте стали варежки, связанные руками мастериц. Такие варежки изготовлены из толстой нити, скрученной и сплетенной, что обеспечивает высокую влагоустойчивость, верх связан особой резиночкой и достаточно высок, чтобы не пропускать снег внутрь и хорошо держаться на руках. Они мягкие и удобные в эксплуатации.

История появления шерстяных изделий.

Нам стало интересно, а кто же придумал использовать шерсть животных для изготовления одежды. Для получения ответа на вопрос, обратились к различным источникам научно – популярной литературы, а также в Интернете и узнали следующее:

Древние люди сначала научились валять теплые вещи из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Как только люди смогли приручить таких животных, как овцы и козы, они научились использовать шерсть животных для производства шерстяной ткани.

Кто первый придумал, из чего прясть ниточки, сейчас никто не знает, давно это было. Только человек заметил, что шерсть у животных (коз, овец) легко разделяется на волокна - нити, и похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это называется «прясть». Из пряжи научились изготавливать ткани и вязаные изделия.

Потом из шерсти овец люди научились делать валенки (катанки).

Стоили валенки раньше очень дорого, т. к их было трудно изготавливать. Небогатая семья имела только одну пару валенок на всю семью, и носить их приходилось по очереди. Не каждый мог делать валенки. Валенки катали на специальном приспособлении - колодки. Они были разных размеров. К шерсти примешивали ржаную муку и так (приклеивая «наколачивая») валяли валенки. Валенки и сейчас носят в сильные морозы, они хорошо защищают ноги от холода. Они считаются самой правильной и теплой обувью на всей территории России, Сибири и в условиях севера- такой обувью, в первую очередь, снабжают солдат, служащих в суровых погодных условиях. Валенками не пренебрегали даже царские особы! Современные валенки разнообразны по виду- есть валенки с замками, как на сапожках и с небольшим каблучком! Есть расшитые различными узорами и бисером, с отворотами и без…С прорезинеными подошвами и пяточной и носочной областями. Современные валенки валяют на производстве, и люди, изготавливающие валенки называются мастерами валяльного цеха. Но сам процесс не очень отличается от того, что был в давние времена.

Технология производства и обработки шерсти

Мы посмотрели серию фильмов из серии «ГАЛИЛЕО», посвященным обработке шерсти. Так мы узнали, как на фабриках перерабатывают шерсть и получают шерстяные нитки, впоследствии из которых шьют и вяжут теплую одежду. Оказывается, прежде чем шерсть станет ниточкой, проходит много этапов работы! По всему телу у овечки растет шерсть.

Она служит ей защитой от холода. Два раза в год, весной и осенью, с нее состригают шерсть. Для стрижки овец используют специальные ножницы и машинки. Потом шерсть очищают от мусора, вычесывают, затем моют, отбеливают. Далее просушивают и на специальных станках шерсть распределяют на волокна, из которых прядильные машины изготавливают ниточки.

Эти ниточки сматывают в большие мотки, и теперь из них можно изготовить ткань или связать одежду. Чтобы нить получилась цветной, шерсть сначала варят в больших баках с краской, а потом разноцветную шерсть спрядывают в нити и скручивают- сучат…

Технология обработки шерсти в домашних условиях отличается от промышленной. Овцу стригут специальными ножницами. После стрижки в шерсти много мусора.

Вместо машинок для расчесывания используются ручные чесальные щетки и шерсть становится пушистой и чистой.

Затем из шерсти делают пряжу и ниточку прядут на прялочке. Работа эта очень трудная. Нужно одной рукой оттягивать шерсть тонким волокном и скручивать ее в ниточку, а другой рукой крутить веретено, чтоб нитка была прочнее скручена. Этому надо долго учиться.

Сейчас в магазинах появились электрические прялки.

Для этого нужен навык и специальные приспособления. Раньше женщины пряли шерсть, используя прялку, накручивая нить на веретено.

Когда комок шерсти будет спряден, нужно смотать нитки в клубки. Но оказывается этими нитками еще нельзя вязать, они могут быстро раскрутиться и порваться. Поэтому их свивают из двух ниток в одну, этот процесс называется сучение.

Только после этого можно приступать к вязанию.

Для того, чтобы нить была цветной- ее красят краской для шерсти в кастрюльке на огне….

Мы сходили на экскурсию в русскую избу, расположеную в стенах сада, и посмотрели экспонаты: ручная прялочка и ручной ткацкий станок.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, откуда берется шерстяная нить для изготовления теплых вещей. С помощью взрослых научились работать с различными источниками информации (энциклопедии, Интернет). Также узнали много нового и интересного об истории обработки шерсти, появления шерстяных изделий. узнали, как прядут шерсть, какие приспособления для этого используют.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детско-взрослый проект на тему «Эта удивительная шерсть»Детско-взрослый проект на тему «Эта удивительная шерсть» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4 «ПОДСНЕЖНИК» 142000 Московская обл.

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии» .

Исследовательский — творческий проект в подготовительной группе «Воздух-волшебник» Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воздуха для детей подготовительных групп. В проекте я использовала в основном.

Краткосрочный познавательно-исследовательский творческий проект «Новый год» в подготовительной группе Информационная карта проекта. Вид, тип проекта: краткосрочный, совместный, позновательно-исследовательский, творческий. Игровая мотивация:.

Творческий, детско-взрослый, информационно-исследовательский проект «Лук — зеленый друг» .

Познавательно-творческий исследовательский краткосрочный проект «Мир воды»Познавательно-творческий исследовательский краткосрочный проект «Мир воды» Проект «Мир воды» Краткосрочный проект «Мир воды» (старшая группа) Выполнила: Сафонова Н. И. Тема недели: «Мир воды» Возраст: Старшая группа.

Познавательно-исследовательский, художественно-творческий проект «Снежинка. Выращивание снежинки» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский, художественно-творческий проект «Снежинка. Выращивание снежинки» для детей 4–5 лет Для выращивания снежинок нам потребуется: • Пластиковый стакан 0,5л • Палочка • Ершики для чистки курительных трубок • Поваренная соль.

Познавательно-исследовательский творческий проект в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Здравствуй, Зимушка-зима!» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный.

Творческий, познавательно-исследовательский проект «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье» Паспорт Практико - ориентированный, творческий, познавательно - исследовательский Продолжительность проекта Среднесрочный (2 месяца) С 1.

Творческий, познавательно-исследовательский проект «Мой поселок, моя страна» Творческий, познавательно-исследовательский проект «Мой поселок, моя страна» Разработчики: Буравцева Л. И воспитатель МБДОУ «Верх - Чебулинского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий исследовательский проект «Шерсть и изделия из шерсти» в старшей группе
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 17:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий исследовательский проект «Шерсть и изделия из шерсти» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Корнечук (УИ 295657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД