Получи документы

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

Наталья Козлова
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

«Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим» М. Горький

В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного процесса.

Публикация «Творческий отчет по теме самообразования „Развитие графомоторных навыков через элементы рисования“» размещена в разделах

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у старших дошкольников.

Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

В рамках повышения своего профессионального уровня в течение учебного года, я изучала методическую литературу по данной теме и выделила для себя следующие аспекты:

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:

- рисовать;

- раскрашивать;

- копировать простейшие узоры;

- соединять точки;

- правильно удерживать пишущий предмет.

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа:

Первый этап.

Развитие общей и мелкой моторики.

Для развития общей моторики необходимо:

- выполнять физминутки.

Для развития мелкой моторики необходимо:

- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)

- лепить из пластилина или глины;

- вырезать из бумаги;

- нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;

- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

- собирать мозаики и конструкторы;

- раскрашивать раскрасками и т. д.

Второй этап.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

- ориентировку в собственном теле;

- ориентировку в окружающем пространстве;

- ориентировку на листе бумаги.

Третий этап.

Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания)

Для развития зрительного гнозиса используются:

- контурные изображения предметов,

- перечеркнутые контурные изображения,

- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

Четвертый этап.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

На этом этапе выполняется:

- Ознакомление с клеткой, пространством листа.

- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).

- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

диктанты).

- Овладение графической символизацией.

Последовательность правильного формирования графомоторных навыков:

1 шаг. Дети учатся правильно сидеть.

2 шаг. Учатся правильно держать ручку и бумагу.

3 шаг. Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

4 шаг. Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

5 шаг. Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).

6 шаг. Учатся рисовать круги и овалы.

7 шаг. Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

8 шаг. Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины

(вводится ограничительная линейка - строка).

9 шаг. Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.

10 шаг. Подготовка к письму - освоению написания элементов письменных букв.

Переходить к последнему этапу подготовки к письму до школы не

рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к

произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение

фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низкая

выносливость к статическим нагрузкам.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Полученные теоретические знания я применяю при планировании воспитательно – образовательного процесса и обогащении развивающей среды в группе.

В своей работе с детьми по развитию графомоторных навыков я использую следующие задания:

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

6. Шнуровка.

7. Лепка из пластилина с использованием природного материала.

8. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором Лего.

9. Различные виды аппликаций.

10. Рисование по трафаретам.

11. Рисование различными материалами: ручкой, простым карандашом, цветными

карандашами, мелом, акварелью и т. д.

12. Рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

13. Рисование по точкам, контурам, клеточкам;

14. Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

15. Дорисовка (по принципу симметрии).

16. Дорисовка геометрических фигур.

17. Дорисовка недостающих деталей.

18. Упражнение «Оживи рисунок».

19. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

20. Лабиринты.

21. Графические диктанты.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 2 раза в неделю, продолжительность занятия 15-20 минут.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши, крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо в присутствии ребенка, выполнение заданий у него на глазах значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.

Полученные знания и опыт, в ходе изучения данного вопроса, станут хорошем подспорьем в моей педагогической деятельности.

Публикации по теме:

План самообразования «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47 «Энже бортеге» г. Альметьевска».

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков» Уважаемые родители! «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Отчет по теме самообразования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу» Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества.

План профессионального самообразования по теме «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» тема: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования». Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисованием.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Автор: Кутовая Екатерина Александровна, учитель – логопед. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Учитель – логопед МБДОУ д/с №58 Пономаренко.

Творческий отчет по теме самообразования «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 21:38
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД