Получи документы

Творческий проект «Быт и традиции русского народа»

Наталья Стацура
Творческий проект «Быт и традиции русского народа»

«Быт и традиции

русского народа»

творческий, познавательный проект

Содержание проекта

Паспорт проекта…. …. 3

Актуальность проекта….…. …. 6

Цель и задачи проекта…. ….…. 7

Основные формы реализации проекта. ….…. 7

Этапы работы над проектом….…. 8

План реализации проекта …9

Ожидаемый результат….….10

Публикация «Творческий проект „Быт и традиции русского народа“» размещена в разделах

Эффективность реализации проекта….11

Литература….13

Приложения:

Приложение 1 Анкета для родителей «История русского народа»

Приложение 2 Консультация для родителей «Знакомство с бытом и традициями

русского народа»

Приложение 3Консультация для родителей «Русская изба»

Приложение 4 Дидактические игры

Приложение 5 Конспект ООД «Быт и традиции русского народа»

Приложение 6 Русские народные подвижные игры

Приложение 7 Русские народные считалки

Приложение 8 Фотоотчет

Паспорт проекта

Наименование проекта «Быт и традиции русского народа»

Вид проекта Творческий, познавательный

Основные разработчики проекта

Цель и задачи проекта Цель проекта : формирование у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

• познакомить и расширить знания детей о русском быте и народных традициях;

• познакомить детей с русской избой, повседневном и праздничном ее убранстве, познакомить с русским костюмом;

• познакомить детей с русскими народными праздниками;

• прививать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

• расширить и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Сроки реализации проекта Краткосрочный

Этапы реализации проекта I этап – организационно-подготовительный

• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и цели проекта.

• подготовка проекта, содержание проекта, прогнозирование результата;

• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;

• подобрать иллюстративный материал;

• подобрать материалы, атрибуты для игр;

• подготовить консультации для родителей;

• составить перспективный план мероприятий;

• составление картотек русских народных игр;

• индивидуальные беседы, консультации для родителей;

• разработка перспективного плана.

II этап- практический

• распределение заданий между родителями;

• создание предметно-развивающей среды в группе;

• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;

• проведение бесед, занятий, игр;

• чтение познавательной и художественной литературы;

• слушание русских народных песен;

• просмотр видеосюжетов, презентаций;

• проведение выставок работ.

III этап – заключительный

• диагностическое обследование уровня сформированности полученных знаний детей;

• открытое занятие «Быт и традиции русского народа»;

• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Участники проекта педагоги, дети группы и их родители

Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат :

• Имеют представление о традициях, быте русского народа;

• имеют представления о национальном костюме русского народа;

• желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

• активно используют в словаре русские народные пословицы, поговорки, загадки, потешки, песенки;

• родители принимают активную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников;

• бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Ресурсное обеспечение проекта • ноутбук, мультимедийное оборудование;

• видеофильмы;

• экспонаты мини-музея «Русский уголок»;

• иллюстрации, книги, альбомы;

• дидактические игры;

русские народные костюмы;

• презентации.

• интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);

• материальные ресурсы (приобретение материала для работы)

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним,забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость

и человеческое достоинство.

Г. Н. Волков

Актуальность

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности, развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно – смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Цель проекта : формирование у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи проекта :

• познакомить и расширить знания детей о русском быте и народных традициях;

• познакомить детей с русской избой, повседневном и праздничном ее убранстве, познакомить с русским костюмом;

• познакомить детей с русскими народными праздниками;

• прививать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

• расширить и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Участники проекта : дети и их родители, педагоги.

Срок реализации: краткосрочный

Основные формы реализации проекта : рассматривание иллюстраций о русском быте, альбомов, открыток, видеофильмов, музыки и других наглядных пособий; беседы, вопросы, разъяснения; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, дидактические игры, пальчиковые игры, настольные игры, заучивание потешек, прибауток, закличек; использование пословиц, загадок, поговорок; чтение художественной литературы разыгрывание сценок и эпизодов русских народных сказок.

Ресурсное обеспечение:

• ноутбук, мультимедийное оборудование;

• видеофильмы;

• экспонаты мини-музея «Русский уголок»;

• иллюстрации, книги, альбомы;

• дидактические игры;

русские народные костюмы;

• презентации;

• интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);

• материальные ресурсы (приобретение материала для работы).

Этапы работы над проектом :

I этап – организационно-подготовительный

• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и цели проекта.

• подготовка проекта, содержание проекта, прогнозирование результата;

• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;

• подобрать иллюстративный материал;

• подобрать материалы, атрибуты для игр;

• подготовить консультации для родителей;

• составить перспективный план мероприятий;

• составление картотек русских народных игр;

• индивидуальные беседы, консультации для родителей;

• разработка перспективного плана.

II этап- практический

• распределение заданий между родителями;

• создание предметно-развивающей среды в группе;

• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;

• проведение бесед, занятий, игр;

• чтение познавательной и художественной литературы;

• слушание русских народных песен;

• просмотр видеосюжетов, презентаций;

• проведение выставок работ.

III этап – заключительный

• диагностическое обследование уровня сформированности полученных знаний детей;

• открытое занятие «Быт и традиции русского народа»;

• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Перспективный план

Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации

1. Разработка консультации для родителей:

«Значение Русской избы»

«Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

2. Разработка ширмы: Масленица»

Папка – передвижка «Традиции русского народа»

3. Анкетирование родителей «Традиции и обычаи русского народа»

4. Пополнение мини – музея «Русский уголок»

5. Беседа: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Как одевались в старину», «Как на Руси зиму провожали, весну встречали»

6. Д/и «Что для чего» (загадки о предметах быта, «Что сначала, что потом» (знание о старинных предметах и орудиях труда русского народа, «Наряди куклу»,

7. Знакомство с русской народной росписью : дымковская игрушка, золотая хохлома, городецкая роспись»

8. Просмотр презентации

«Русская изба и быт русского народа»

«Празднование масленицы»

«Русский народный костюм»

«Веселая коляда»

9. Чтение РНС «Вершки и корешки», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка – бурка», «Летучий корабль», «Семь Симеонов – семь работников», «Крылатый, мохнатый да масленый»

10. Аппликация «Оберег»,

«Укрась полотенце»,

«Распиши кокошник»

11. Рисование «Распиши сарафан и рубашку», «Роспись ложки»

12. Слушание РНП «Во поле березка стояла», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Веселая русская», «Плясовая», «Жаворонушки», «Едет Масленица»

13. Слушание колыбельных песен

14. П/И «Ручеек», «Бой петухов», «Капуста», «Змея», «Бабка ежка», «Горелки», «Цепи», «Молчанка», «Краски»

15. Посиделки «У самовара»

16. Презентация проекта

Ожидаемый результат:

1. Имеют представление о традициях, быте русского народа;

2. имеют представления о национальном костюме русского народа;

3. желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

4. активно используют в словаре русские народные пословицы, поговорки, загадки, потешки, песенки;

5. родители принимают активную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников;

6. бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Эффективность реализации проекта

Результаты мониторинга

Для понимания результатов я провела диагностику. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.

В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в знании русских народных традиций и их быта :

1. используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения;

2. знают историю русского быта, русского народного костюма, различают головные уборы (женские, девичьи, мужские);

3. знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества;

4. умеют играть в подвижные и хороводные русские народные игры;

Вывод

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилица – русской избы, о ее убранстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов быта.

Дети участвовали в изготовлении оберега «Подкова».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Таким образом, решая образовательные задачи проекта, я приобщаю детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски и музыки до театра. Именно такой представляется мне линия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.

Литература

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

4. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М. : Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость)

5. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.

6. Кузьмина С., «Большая книга сказок» Смоленск, «Книжный дом», 2015г.

7. Шегай А. Г., Шестернина И. Л. и др. Моя Родина – Россия «Народы, Костюмы. Праздники» Москва, Школьная пресса, 2010г.

8. Шегай А. Г., Шестернина И. Л. и др. Моя Родина – Россия «С древних времен до наших дней» Москва, Школьная пресса, 2010г.

Интернет-источники:

1. https://slavyanskaya-kultura.ru

2. https://www.ethnomuseum.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Творческий проект «Праздники моего народа»Творческий проект «Праздники моего народа» Творческий проект «Праздники моего народа» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта: музыкальный.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Быт и традиции русского народа»
Опубликовано: 28 марта 2020 в 16:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД