Получи документы

Творческий проект «Домотканая дорожка — ряднушка»

Oльга Краева
Творческий проект «Домотканая дорожка — ряднушка»

Муниципальное автономное учреждение дошкольного

образования города Ялуторовска

«Детский сад № 9»

Творческий проект «Домотканая дорожка – ряднушка».

Разработчик проекта : Турнаева Ольга Юрьевна.

Тип проекта : творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Срок реализации: 1 недели.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Аннотация:

Публикация «Творческий проект „Домотканая дорожка — ряднушка“» размещена в разделах

Творческий проект «Домотканая дорожка – ряднушка», посвещенна изучению истории русского быта народной старины, а также его применения и изготовления. Этот проект поможет вызвать интерес к предметам быта используемый нашими предками и традициям русской народной культуры.

Введение.

В настоящее время в сельских населённых пунктах, деревушках редко, где можно увидеть домотканые полосатые дорожки, которые стелили в каждой избе, и были предметом домашнего тепла и уюта. Из древне нашими предки умели изготавливать предметы быта своими руками, а также создавать определённую технику при помощи различных, крючков и станков. Используя известную технику ещё нашими прабабушками, любые старые вещи, которые становились ненужными легко превращались в обновку. Не лишенные очарования, добротные тканевые коврики, которые не распускались в ходе эксплуатации. При этом в дополнительной обработке края такая дорожка не нуждалась, и все это потому, что в работе использовалась проверенная временем техника — Ряднушка. Обычно для этого коврика использовалось старое, ненужное трикотажное полотно, которое нарезалось на полоски шириной 4-5 сантиметров и станок, изготовленный в виде рамки на которую прибиты гвоздики на расстоянии 1 сантиметр с двух сторон. И поэтому нам стало интересно, как проходил сам процесс изготовления такой дорожки. Мы решили сами найти старые вещи, изготовить станки и ткать разноцветные дорожки.

Актуальность: данной темы очень высока так как, знания о мастерстве изготовления, быта народной старины и её значении предметов должен знать и уважать каждый человек.

Проблема проекта. Мир и общество меняется, на смену старым устоям, народного быта приходит, много нового и поэтому одной из основных проблем остается не знания о традициях русской народной культуры.

Цель проекта :

Изучение домотканой дорожки – «ряднушки» и выяснения её истории и технологии изготовления.

Задачи:

1. Подобрать литературу по теме исследования.

2. Выяснить историю возникновения значения русских домотканых дорожек.

3. Познакомиться с традиционными приемами изготовления дорожки – ряднушки.

4. Обобщить полученные результаты.

Методы работы:

1. Изучение материалов о появления домотканых дорожек.

2. Рассматривание иллюстраций домотканых дорожек, станков

3. Беседы. Где видели? У кого сохранились домотканые дорожки, из чего сделаны?

4. Экскурсии в музей.

План проведения:

1. Знакомство с историей народного быта и ткачеством изготовления домотканой дорожки - ряднушки.

- рассматривание станков

- рассматривание дорожек, половиков. Куда стелились и как использовались.

2. Опрос. У кого сохранились домотканые дорожки?

3. Фото - репортаж «домотканых дорожек».

4. Экскурсия в острог «Русская изба».

5. Видео- мастер класс изготовления дорожки - «Ряднушки».

Основная часть:

Ходит толстая кошка от печки к столу,

Ходят ходики тихо: стучат да стучат.

На некрашеном, вымытом чисто полу

Домотканые коврики ярко пестрят.

Е. Родченкова

С древних времен на Руси изготавливали домотканые половики. Традиция ткать половики появилась не просто так. Полы раньше не красили, а потому их было очень тяжело мыть. На это могло уходить полдня: пол натирали битым кирпичом, а затем несколько раз смывали. Пол становился белым, будто бы после стружки. Вот его и закрывали половиками, чтобы он не пачкался. Ткали половики вручную на ткацких станах, они имели прямоугольную форму, были различной длины. Домотканые половики также называют деревенские дорожки, ковровые дорожки, деревенские половики, тканые половики. Они украшали любую избу. В половиках-дорожках заложен определенный смысл: они стелились всегда вдоль половиц – это символизировало путь, дорогу и выступало как разделение сущности миров дома и улицы.

Материалом для изготовления половиков служили толстые нити, но, чаще, нарезанные полосками куски тканей, различные по цвету и качеству. Из-за неоднородности цвета и материала половики приобретали свой неповторимый стиль, который обычно ассоциируется с деревней. В настоящее время очень сложно найти настоящие ткацкие станки, так как настоящие станы выполнялись из дерева и осталось мало людей, которые умеют ткать половики в ручную. Такой станок переходил из поколения в поколения, а вместе и с тем навыки ткачества. В основном это наши прабабушки. Используя такую технику, любые старые вещи, которые стали ненужными, легко превращались в обновку. Отлично для коврика подходило трикотажное полотно.

Приложение 1 (Фотографии половиков, дорожек)

Приложение 2

Мастер- класс.

Плетение коврика «Ряднушка».

Цель: Познакомить детей с народным промыслом плетение коврика

«Ряднушка».

Сегодня я хочу Вам рассказать и показать, что такое «Ряднушка». У моей бабушки я увидела красивые половики и мне стало интересно, где она их купила, бабушка рассказала, что эти половики ткала ее мама. Их стелили вдоль досок, и они обозначали как символ пути и дороги. Такие половики называли – ряднушки. Ряднушка ткётся из старых ненужных вещей, которые режутся на полоски шириной 4-5 сантиметров и специальном станке. Его можно сделать своими руками. Эту рамку мне сделала воспитатель Ольга Юрьевна.

Для создания самотканого коврика «Ряднушка» нам потребуется:

1. Деревянная рамка, в которую вбиты гвоздики на расстоянии 1 сантиметр.

2. Нить (толстая шерстяная)

3. Полоски ткани шириной 4-5 сантиметров.

4. Ножницы.

Этап работы:

1. На деревянную рамку натягиваем нить. На первый гвоздик завязываем узелок, и нить натягиваем змейкой, натянули и закрепили на последнем гвоздике также на узелок.

2. Берём полоску ткани, закрепляем на узелке нити и начинаем чередовать в шахматном порядке продевая через нити.

3. Если нам не хватает полоски ткани, мы берём другую полоску и соединяем с первой, также узелком.

4. Продолжаем ткать. Полоски ткани можно чередовать для более яркого, насыщенного цвета.

5. По завершению плетения «Ряднушки» мы точно также как и в начале закрепляем конец ткани на узелке нити.

6. Снимаем с рамки нити, которые были натянуты змейкой и расправляем коврик.

Литература.

1.https://cpykami.ru/primitivnaya-tehnika-s-vekovoj-istoriej/

2.https://stroychik.ru/raznoe/kovrik-iz-staryh-veshhej

3. https://www.liveinternet.ru/users/4740006/post365253383

4. https://zen.yandex.ru/media/lubaslava/domotkanye-poloviki-dorojki-prostaia-krasota-5f9aa6ba9037085821d46718

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!»Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!» Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители Актуальность. Основным видом деятельности в дошкольном детстве является.

Творческий проект «Чудесный мир сказки»Творческий проект «Чудесный мир сказки» Творческий проект «Чудесный мир сказки» Выполнили: воспитатель ИЗО Шальнова И. В. воспитатели подготовительной к школе группы «Осьминожки».

Творческий проект «Хлеборобот»Творческий проект «Хлеборобот» .

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Творческий проект «Кукурузамания»Творческий проект «Кукурузамания» На протяжении двух месяцев длился творческий проект "КУКУРУЗАМАНИЯ" в нашем детском саду - мы помогали развеселить жителей страны Кукурузии.

Творческий проект «Музыкальный уголок»Творческий проект «Музыкальный уголок» «Музыкальный уголок» Автор проекта: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шайхелисламова Елена Юрьевна. Актуальность:.

Творческий проект «Скворечник»Творческий проект «Скворечник» Творческий проект "Скворечник"Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Мы с.

Творческий проект «Спортивный островок»Творческий проект «Спортивный островок» Творческий проект «Спортивный островок»Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм,.

Творческий проект: «Живая грамматика» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка - детский сад №32» Творческий проект: «Живая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Домотканая дорожка — ряднушка»
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 11:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД