Елена Трапезина
Творческий проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини – музей «Русская изба»
Актуальность проекта.
В последнее десятилетие Россия переживает непростой исторический период. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Наше будущее, во многом зависит от того, какие принципы, мы – взрослые заложим в сознание детей.
Публикация «Творческий проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь время веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций формирует основу личности, благотворно влияя на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, с дошкольного детства. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Любая организованная деятельность детей, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна проекта.
Проект направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
• ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
• ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
• ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
• ценность слова, как возможность общаться;
• ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
• ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
• ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
• ценность познания мира;
• ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
• Художественно- эстетическое развитие
• Социально -коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Гипотеза.
Через предметы национального быта, родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре, что даст ему возможность ощутить себя частью русского народа.
Методы исследования.
• Экскурсия в мини музей.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
• Рассматривание быта и посуды.
• Знакомство с русскими народными промыслами.
• Продуктивная деятельность (изготовление куклы- оберега)
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование русских песен и танцев.
• Проведение русских народных игр.
• Беседы с детьми.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Театрализованные игры.
Организаторы и участники проекта : педагогический коллектив, воспитанники ДОУ, родители (законные представители).
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Сроки реализации: долгосрочный
Цель проекта :
Формировать российскую гражданскую идентичность дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи проекта :
• Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
• Давать и расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
• Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
• Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
• Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
• Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
• Развивать навыки доброжелательного общения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
Методы и приемы по реализации проекта :
Наглядный метод
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• рассматривание предметов русского народного быта;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок;
• знакомство с русским народным костюмом;
• просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных словесных игр (сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организация продуктивной деятельности;
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление атрибутов к дидактическим играм и инсценировкам;
• организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
• проведение экскурсий различной направленности;
• организация вечеров с родителями и сверстниками;
• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;
• привлечение родителей для создания экспонатов, пособий, костюмов.
Реализация проекта :
Подготовительный этап.
Цель: разработать творческий проект.
*Изучение литературы по данной теме;
*Приобщение педагогического коллектива ДОУ для осуществления проекта;
*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
*Составления графика посещения музея детьми;
*Подготовка выставок, конспектов НОД, фольклорных праздников.
*Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».
Основной этап.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
- Подготовка экскурсоводов мини – музея из числа воспитателей и воспитанников;
- Проведение НОД;
- Создание выставки «Куклы обереги на Руси»;
Заключительный.
*Экскурсии для воспитанников и родителей
*Проведение образовательной деятельности в мини –музее;
*Создание презентации мини- музея.
*Участие в муниципальных, региональных конкурсах.
Ожидаемый результат:
У детей:
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре прошлого;
2. Расширение представлений о малой родине как части большой страны - России;
3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес к русским народным традициям и промыслам;
5. Сформированность первых представлений о культуре и обычаях русского народа;
6. Обогащение и расширение словарного запаса детей;
7. Расширение представлений о морально-нравственных ценностях;
8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей (законных представителей) :
1. Пробуждение интереса к открытию и систематизации собственных познаний в мире краеведения;
2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой и продуктивной деятельности ДОУ;
3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
1. Широкое использование в работе с детьми приобретенных, в ходе реализации проекта, теоретических и практических знаний и умений.