Папки-передвижки

Творческий проект «Мини-музей «Русская изба»

Елена Трапезина
Творческий проект «Мини-музей «Русская изба»

Мини – музей «Русская изба»

Актуальность проекта.

В последнее десятилетие Россия переживает непростой исторический период. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Наше будущее, во многом зависит от того, какие принципы, мы – взрослые заложим в сознание детей.

Публикация «Творческий проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь время веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций формирует основу личности, благотворно влияя на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, с дошкольного детства. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Любая организованная деятельность детей, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна проекта.

Проект направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

• ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

• ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;

• ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

• ценность слова, как возможность общаться;

• ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

• ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

• ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

• ценность познания мира;

• ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

• Художественно- эстетическое развитие

• Социально -коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

Гипотеза.

Через предметы национального быта, родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре, что даст ему возможность ощутить себя частью русского народа.

Методы исследования.

• Экскурсия в мини музей.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Чтение художественной литературы.

• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

• Рассматривание быта и посуды.

• Знакомство с русскими народными промыслами.

• Продуктивная деятельность (изготовление куклы- оберега)

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование русских песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Беседы с детьми.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Театрализованные игры.

Организаторы и участники проекта : педагогический коллектив, воспитанники ДОУ, родители (законные представители).

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Сроки реализации: долгосрочный

Цель проекта :

Формировать российскую гражданскую идентичность дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта :

• Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.

• Давать и расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

• Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.

• Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

• Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.

• Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.

• Развивать навыки доброжелательного общения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Методы и приемы по реализации проекта :

Наглядный метод

• показ сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• рассматривание предметов русского народного быта;

• проведения дидактических игр;

• экскурсий по городу, целевых прогулок;

• моделирования сказок;

• знакомство с русским народным костюмом;

• просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных словесных игр (сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

• организация продуктивной деятельности;

• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• изготовление атрибутов к дидактическим играм и инсценировкам;

• организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

• проведение экскурсий различной направленности;

• организация вечеров с родителями и сверстниками;

• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;

• привлечение родителей для создания экспонатов, пособий, костюмов.

Реализация проекта :

Подготовительный этап.

Цель: разработать творческий проект.

*Изучение литературы по данной теме;

*Приобщение педагогического коллектива ДОУ для осуществления проекта;

*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;

*Составления графика посещения музея детьми;

*Подготовка выставок, конспектов НОД, фольклорных праздников.

*Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».

Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

- Подготовка экскурсоводов мини – музея из числа воспитателей и воспитанников;

- Проведение НОД;

- Создание выставки «Куклы обереги на Руси»;

Заключительный.

*Экскурсии для воспитанников и родителей

*Проведение образовательной деятельности в мини –музее;

*Создание презентации мини- музея.

*Участие в муниципальных, региональных конкурсах.

Ожидаемый результат:

У детей:

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре прошлого;

2. Расширение представлений о малой родине как части большой страны - России;

3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;

4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес к русским народным традициям и промыслам;

5. Сформированность первых представлений о культуре и обычаях русского народа;

6. Обогащение и расширение словарного запаса детей;

7. Расширение представлений о морально-нравственных ценностях;

8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

У родителей (законных представителей) :

1. Пробуждение интереса к открытию и систематизации собственных познаний в мире краеведения;

2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой и продуктивной деятельности ДОУ;

3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

У педагогов:

1. Широкое использование в работе с детьми приобретенных, в ходе реализации проекта, теоретических и практических знаний и умений.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группе детского садаМини-музей «Русская изба» в группе детского сада Мини-музей «Русская изба» существует в нашей группе с 2009 года. Все эти годы мы бережно храним и пополняем его. Главные его герои –.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей «Русская изба» в группе младшего дошкольного возрастаМини-музей «Русская изба» в группе младшего дошкольного возраста Музей «Русская изба» во второй младшей группе «детского сада №37», г. Березники, Пермский край – живой, развивающийся мини-музей, он стал.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 21:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД