Ангелина Аладьина
Тьютор по работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Тьютор по работе с детьми с РАС
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются одной из групп детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в образовании. Тьютор в дошкольном образовательном учреждении является для ребенка и его семьи помощником в организации образования.
Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т. е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную).
Публикация «Тьютор по работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Основная функция тьютора - сопровождение. Но нельзя сопровождать стоящего или, например, идущего. Тьютор в своем роде принимает различные роли:
1. Тьютор-методист (подбирает учебный материал, составляет индивидуальную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут)
2. Тьютор-администратор (отвечает за благоприятную эмоциональную атмосферу, планирует и участвует в образовательных событиях)
3. Тьютор-аналитик (наблюдает за личностными особенностями, интересами, предпочтениями, планами и фиксирует данные наблюдения)
В задачи сопровождения входят:
- охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития;
- формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации;
- обучение доступным творческим видам деятельности.
Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с РАС становится организация помощи в адаптации ребенка в коллективе, стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. Работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.
Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.
В начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Первостепенно нужно обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала.
Основным результатом деятельности тьютора в ДОО является становление субъектной позиции ребенка. Эта позиция состоит из трех составляющих
- рефлексии;
- самоопределения;
- умением пользоваться ресурсами.
В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.