Дарья Рюмина
Участие родителей, как участников образовательных отношений, в организации и проведении проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Публикация «Участие родителей, как участников образовательных отношений, в организации и проведении проектов» размещена в разделах
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание важности совместной деятельности с ребенком, не проводят со своими детьми много времени. При этом большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок нуждается в совместной деятельности с ними.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если мы, воспитатели хотим стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, нам необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями наших воспитанников, поэтому приоритетной задачей для себя надо поставить выбор эффективных форм взаимодействия и сотрудничества, которые сближали бы между собой педагога, родителей и детей. Хочется рассказать вам о такой форме, как совместная реализация с родителями различных проектов.
(2 слайд) Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Метод проектов в работе с детьми и родителями в детском саду
Используя метод проектов в работе с детьми и родителями дошкольников, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества родителей, детей, а порой и всей семьи при участии педагогов детского сада.
Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
(3 слайд) Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
• становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
А у нас педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. (мой мастер – класс) (2 слайд)
(4 слайд) Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
• участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
В нашей группе реализовались совместных проектов :
«Читайте детям книги», «Моя семья», «Дружба начинается с улыбки» и «Календарные праздники на Руси в жизни младших дошкольников».
1) «Читайте детям книги». (5 слайд)
Актуальность проекта :
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.
Тип проекта : познавательно – творческий
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.
Сроки реализации: краткосрочный (с 12.10 по 23.10).
Цель проекта : способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
• Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.
• Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.
• Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей;
• Способствовать зарождению традиции семейного чтения;
• Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
• Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
• Способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Взаимодействие с родителями :
Участие родителей в организации выставки «Моя любимая книжка».
Подарок от родителей в книжный уголок.
Участие в акции «Подари жизнь старой книге».
Формы и методы работы: экскурсия в библиотеку, ситуативные беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, рисование по мотивам сказок, консультации с родителями, памятка для родителей, аппликации с детьми.
(6 слайд) Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Обсудили цели, задачи с детьми и с родителями.
• Обговорили с родителями необходимые условия для реализации проекта.
• Составили план-схему проекта
II этап – основной (практический).
-Провели познавательные занятия с детьми (7 слайд)
- беседы с детьми по темам;
-сюжетно-ролевые игры;
- провели анкету для родителей «Семейное чтение»;
- консультация для родителей;
III этап – заключительный.
• Организация выставки «Моя любимая книжка»( 8,9 слайд)
2) «Моя семья» (10 слайд)
Актуальность: Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. С целью изучения семьи, установления контакта ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Тип проекта : творческий, групповой, семейный.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Сроки реализации: краткосрочный(3 недели).
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.
Задачи:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении и семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Взаимодействие с родителями :
Участие родителей в выставки «Генеалогическое древо семьи».
Принимали участие в выставке «Моя семья».
Помощь родителей в составлении плана-схемы от дома до детского сада «Путь от дома до детского сада».
Формы и методы проекта : опрос детей, НОД, консультация «Что такое генеалогическое древо?», выставка «Генеалогическое древо семьи», создание папки-передвижки «Тайна имения», выставка детских рисунков «Моя семья», сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Дочки-матери», памятка для бабушке по воспитанию внуков, консультация для родителей.
(11 слайд) Этапы реализации:
1. Подготовительный:
- провели анкетирование детей по проблеме
-определили цели и задачи
-обсудили необходимые условия для реализации проекта
2. Основной, практический:
- внедрили в воспитательно -образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, ее происхождении
- разработали консультации «Что такое генеалогическое древо?»
- провели выставку «Генеалогическое древо семьи» (12 слайд)
- создали папки- передвижки «Тайна имени»
- провели выставку фото и рисунков «Моя семья» (13 слайд)
- разработали консультации для родителей «Мама, папа, я- счастливая семья или незабываемый выходной».
3. Заключительный:
- провели обработку результатов по реализации проекта
- прошла викторина «Моя семья».
3) «Календарные праздники на Руси в жизни младших дошкольников» (14 слайд)
Актуальность проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование календарных праздники русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Вид проекта : Познавательный, игровой, творческий, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта : в течение 2020-2021 уч. года.
Цель проекта.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление и проведение календарных праздников.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с содержанием народных праздников;
2. Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
3. Развивать воображение, артистичность, ловкость
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Взаимодействие с родителями :
• выставка совместных работ детей и родителей (рисунки);
• выставка совместных работ детей и родителей ( аппликация из подручных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.); (15 слайд)
• выставка совместных работ детей и родителей (поделки);
Формы и методы реализации проекта :
- Беседы;
- подвижные игры,
- песни и танцы;
- сценки;
- просмотр презентаций.
(16 слайд) Этапы реализации:
1. Подготовительный (сентябрь) :
Определение цели и задач проекта;
• Изучение литературы;
• Подбор материала;
• Разработка плана проекта;
Изготовление и приобретение метод. пособий;
• Создание условий для реализации проекта;(17слайд)
Анкетирование родителей «Русские народные праздники в детском саду и дома».
2. Основной (октябрь-апрель) :
Проведение запланированных мероприятий по плану.
3. Заключительный (май) :
Представление отчёта о результатах проектной деятельности, показ презентаций.
(18 слайд) Итак, привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет индивидуальный подход к каждой семье.
Очередной проекты завершены. Но получив огромный эмоциональный заряд, благодарные слова детей и родителей, мы готовы к реализации новых идей.