Папки-передвижки

Учебная программа для школьников «Основы дизайна»

Ольга Ивановна Горбачева
Учебная программа для школьников «Основы дизайна»

Пояснительная записка

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид изделия или предмета.

Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и многого-многого другого.

Публикация «Учебная программа для школьников „Основы дизайна“» размещена в разделах

Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертеж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Проектирование каждого объекта предполагает учет многих сторон, например технологии упаковки объекта, условий доставки на транспорте, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда и т. д.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

Данная программа включает комплекс этих вопросов. Главное – учащиеся- 9 класса должны как можно глубже изучить основы дизайна.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;

- дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно – творческой конструкторской деятельности человека;

- ознакомить с основными методами художественного проектирования;

- ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

- повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;

- сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей – проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

Весь курс делится на беседы (лекции) и практические работы и рассчитан на 1 час в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ – все зависит от темы задания и задач всего курса. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, глина, обрезки досок, фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.

Время на беседы, практические задания учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки школьников и т. п. Следует только иметь в виду, что на практические задания должно отводится подавляющее количество учебных часов (не менее всего времени).

Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует, как можно чаще организовывать экскурсии на заводы, в конструкторское бюро, проектные мастерские, к памятникам архитектуры, на предприятия русских народных промыслов, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.

Изучая предметы художественно- эстетического цикла, желательно как можно чаще приглашать в школу для встреч с учащимися художников- дизайнеров, конструкторов, искусствоведов. Организовывать фотовыставки изделий дизайна, вечера- лекции, вечера - беседы, посвященные проблемам дизайна.

Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.

Содержание предмета

Беседы

Дизайн – что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно – прикладное искусство и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании.

Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Формообразующие, функциональные требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы предметов. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.

Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа. Основные правила выполнения технического рисунка и чертежа.

Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции – фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Основные категории композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания.

Лекции

Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.

Выразительные средства в художественном конструировании на различных его этапах.

Особенности проектирования отдельных вещей.

Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, помещений, школы-интерната, учебных комнат, рекреаций, выставок, спортивного зала, школьных учебных мастерских и т. п.

История зарождения и развития дизайна в России.

Система основ композиции в технике – категории, свойства и качества, закономерности и средства композиции, приемы и методы работы над композицией. Форма – формообразование – композиция.

Стиль и мода в художественном конструировании.

Современные проблемы дизайна в России и за рубежом.

Практические работы

Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна, предметов быта, архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий и т. п., средств передвижения (паровоз, легковые и грузовые автомашины).

Выполнение композиций нарукавных знаков, дорожно-сигнальных знаков, школьных эмблем, эмблем класса, кружка (индивидуальные и коллективные работы).

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) изделий, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.)

Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.)

Изготовление эскизов светильников для детских игровых комнат, предметов оформления кабинета изобразительного искусства.

Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту.

Создание росписи современной посуды.

Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) – уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома, школы.

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов).

Разработка проектов сувениров.

Тематическое планирование программы "Основы дизайна"

I четверть 9 часов

Возникновение дизайна. ДПИ и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне.

Общие понятия и представления о форме.

Величина формы, ее размеры, положение в пространстве.

Геометрическая основа строения формы предметов.

Практическая работа № 1

"Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна".

Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.

Шрифт – выразительное средство художественного проекта.

Практическая работа № 2

"Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета)".

II четверть 7 часов

Основные правила выполнения технического рисунка и чертежа.

Практическая работа № 3 "Выполнение эскиза школьной эмблемы".

Понятие о композиции в дизайне.

Основные средства композиции. Виды композиции.

Основные категории композиции.

Практическая работа № 4 "Выполнение построения композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и ассиметрия формы, пластичность".

Практическая работа №5 "Цвет и цветовые сочетания".

III четверть 10 часов

Выполнение эскиза игрушки, состоящей из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов т. п.)

Практическая работа № 6 "Конструирование игрушки по выполненному эскизу".

Выполнение эскиза оформления кабинета изобразительного искусства

Практическая работа № 7 "Изготовление эскиза и фрагмента оформления для кабинета изобразительного искусства"

Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту.

Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект)

Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.

Выразительные средства в художественном конструировании на различных его этапах.

Особенности проектирования отдельных вещей.

Практическая работа № 8 "Конструирование современных казачьих костюмов (эскизы, макеты, раскраска)".

IV четверть 9 часов

Выполнение шрифтовых композиций

Разработка эскиза росписи мебели для игровой комнаты детского сада.

Разработка эскиза росписи современной посуды. Разработка проектов сувениров.

Особенности проектирования среды.

Практическая работа № 9 "Проектирование элементов благоустройства внешней среды – уголки озеленения во дворе дома, школы".

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов).

Книжный дизайн.

Разработка эскизов оформления книги.

Практическая работа № 10 "Проект оформления дизайна книги".

Публикации по теме:

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» Задачи. Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов. Познакомить с одеждой и головными уборами индейцев. Показать способ создания головного.

Дополнительная образовательная программа «Основы православия» I. Пояснительная записка 1. Направленность образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Основы православия» имеет.

Фотоотчет с выставки ландшафтного дизайнаФотоотчет с выставки ландшафтного дизайна Уже традиционно, в 8 раз, в Михайловском саду в Санкт-Петербурге, с 5 по 14 июня проходит фестиваль "Императорские сады России", в этом.

Организованная учебная деятельность с применением развивающих игр В. В. Воскобовича «Лисичка с квадратом» Организованная учебная деятельность с применением развивающих игр В. В. Воскобовича. Образовательные области : познание, коммуникация,.

Рабочая программа кружка «Школа дизайна» I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Лего-гимнастика для ума» Пояснительная записка Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего.

Рабочая учебная программа по экологии. Региональный компонент. Средняя группа Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы. Задачи: 1. Воспитывать.

Технология детского дизайна. Подарок маме.Технология детского дизайна. Подарок маме. Самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Как говорится в стихотворении : «Подарок маме покупать не станем, сделаем сами.

Учебная рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет «Волшебная кисточка» Пояснительная записка Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная программа для школьников «Основы дизайна»
Опубликовано: 29 июня 2015 в 15:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД