Цыбенжапова Димчигма
Учебно-дидактический материал по развитию родной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-дидактический материал по развитию
родной речи детей дошкольного возраста
Докладчик: педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское» Цыбенжапова Д. Ц.
Язык зеркало души любой нации. С помощью языка выражаются ключевые особенности Родины и народа. Уважение к родному языку и уместное пользование его бесценными возможностями, умение ясно и действенно говорить и писать, достижение речевой грамотности является первостепенным долгом каждого, являющегося носителем данного языка.
Язык является хранителем и транслятором традиций и бесценного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Публикация «Учебно-дидактический материал по развитию родной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных и противоречивых изменений в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое традиции, культура, народные праздники, языком своего народа владеют немногие из подрастающего поколения. Однако задача современных поколений – не только сохранить накопленный языковой опыт, но и найти адекватные способы передачи его последующим поколениям.
Поэтому актуальна проблема ознакомления детей с бурятской национальной культурой, сохранение корней, языка. Культурное наследие каждого народа содержит в себе ценные идеи, опыт, обогащает культуру человека в целом.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою малую родину. Любовь маленького-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлку, со знакомства с корнями своего народа. Корнями являются культура, традиции, обычаи в доступном для дошкольника понимании. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, и детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре и языку является учебно-дидактические материалы.
Главная особенность учебно-дидактического материала состоит в том, что задания ребенку предлагаются в непринужденной игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, получают представления о родном языке, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Вместе с детьми и их родителями мы наполняем содержание игры и подбираем задания.
Используемые учебно-дидактические материалы по развитию родного языка в детском саду: бизиборды, макеты, развивающая книжка-игрушка, мини-театр. Все эти учебно-дидактические материалы сделаны своими руками наших работников.
Бизиборд - развивающая доска, это не только увлекательная игра для ребенка, но и эффективное средство его раннего развития. Научно и экспериментально доказано, что детям, чью мелкую моторику активно развивали, проще дается учеба и усвоение нового материала, их речь развита лучше. Кроме того, бизиборд развивает в ребенке способность концентрироваться на выполняемой задаче, формирует усидчивость и терпение.
Макет –5 хушуун мал
Для изготовления макета применяется шерсть, которую мы выбрали неслучайно. Для нашего региона шерсть является самым доступным материалом. Это многовековые традиции бурятского народа, которые нашему поколению необходимо не только сохранять, но и умело передавать следующим поколениям.
Игры с макетами востребованы детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы, импровизация сказок.
Развивающая книжка – игрушка «Пампагар дампагар номхон»
Развивающая книжка – игрушка «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста. Странички этой книжки – игрушки развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику.
В нашей книжке – игрушке содержатся страницы, где дети могут научиться:
- Понимать разницу между большими и маленькими предметами;
- Считать до 10 на бурятском языке;
- Разбираться в национальной одежде, традициях, обычаях;
- Знать пять драгоценных животных (табан хушуун мал);
- Завязывать бантик и плести косичку, расстегивать и застегивать пуговицы, замок «молнию».
Мини –театр «Нэхэжэ оеhон нааданхай» (Вязанные игрушки)
Впервые ребенок познает мир через игрушку, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная игрушка – часть народной традиции. Приобщаясь к процессу изготовления игрушки, ребенок узнает историю своего народа. Игрушка не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы игрушек – дети. Через мир рукотворных игрушек они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Игрушка – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Театрализованные игры детей помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие формы работы способствуют возрождению родного бурятского языка, расширению сферы языковой среды, сохранению самобытности традиционной культуры бурятского народа.
Вот такие учебно-дидактические материалы мы используем для развития родной речи детей дошкольного возраста. Рекомендуем использовать такие материалы в школах и в садах для ознакомления с творчеством и произведениями Даширабдан Батожабай. Используя такие учебно-дидактические материалы, дети играют, не подозревая, что осваивают знания, получают представления о родном языке, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.