Лучший педагог года

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов» (3 фото)

Елена Исакова
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»

Подготовка дошкольника к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания детей в детском саду. Пытаясь не дублировать общепризнанные школьные формы и методы подачи материала, учебно-дисциплинарные модели, максимально используя развивающую игру (более доступную и основную форму деятельности детей дошкольного возраста, было создано пособие «Домик певцов». Пособие предназначено для детей 4- 7 лет.

Публикация «Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению „Домик певцов“» размещена в разделах

За основу была взята методика использования зрительной символики гласных и согласных звуков (Т. А. Ткаченко).

Впервые данная методика и результаты ее использования были опубликованы автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68).

В своей практике применяю зрительные символы с 2005 года. Использование данного метода позволяет добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

Ткаченко Т. А. предлагает при выборе условных обозначений для гласных звуков обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У – маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы – нижней половинкой круга, звук Э – треугольник.)

То есть опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подобрать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте. Новизна наших символов состоит в том, что мы разделили гласные на улыбчивые и неулыбчивые, дорисовав на символах лица. Что позволяет донести до детей, в доступной форме для них формы, сложные правила звукового анализа и синтеза.

Фото «Домик певцов»

Символику согласных звуков Т. А. Ткаченко мы заменили на картинки-символы, на которых происходит то или иное действие: самовар выпускает пар, дворник подметает двор, самолет летит и т. п., что, на наш взгляд, позволяет ребенку легче усвоить, воспринять и дифференцировать согласные звуки (пособие «Угадай звук» - см. приложение).

Для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

Картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.

С помощью символов формируются следующие навыки:

• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;

• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);

• определение наличия, либо отсутствия звука в слове;

• анализ звукового состава слога, слова;

• подбор слов с заданным звуком и т. п.

Дети, посредством игры, поэтапно, на чувственном уровне овладевают такими понятиями как: «звук: гласный и согласный, твердый и мягкий. Дети как бы «ощущают» звук и представляют его образно (через картинки-символы звуков).

Такая зрительная подсказка, опора на наглядные и игровые методы работы с данным пособием, помогут в дальнейшем успешно усвоить грамматические нормы и орфографические правила родного языка ребятам в школе. И что самое важное: дети будут усваивать сложный учебный материал не путем механического запоминания, а осмысленно. Таким образом «обеспечиваются практические, материальные действия ребенка со словом, преодолевается вербализм в обучении», тем самым соблюдается один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина.

Параллельно с использованием символики используются буквы русского алфавита.

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ

Пособие представляет собой десятиэтажный домик. По два окошка на этаже. Между окнами располагаются символы гласных звуков (по Т. А. Ткаченко, с изображением пиктограмм ( неулыбчивые гласные: А,О, У,Ы, Э и улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю). На окнах наклеены прозрачные кармашки для размещения букв или символов согласных звуков.

Для обозначения символа гласного звука графическим изображением (буквой, а также для звукового анализа слогов, двух- и

трехзвуковых слов используются наклеенные магниты и цветные кружочки с магнитной основой (гласный звук – красный кружочек, согласный твердый звук – синий, а согласный мягкий – зеленый).

СИМВОЛИКА

Символы гласных звуков (по артикуляционной позе гласных звуков) :

А – Я – большой круг;

У – Ю – маленький круг;

О – Ё – овал;

Э – Е – треугольник;

Ы – И – полукруг.

Символы согласных звуков (по ассоциациям) и жестовые символы согласных звуков:

П – самовар пыхтит (руки поставлены на пояс, попеременные повороты туловища влево – вправо);

Б – белка барабанит по барабану (движения кистями рук, как при игре на барабане);

К – капли дождя стучат по зонту (постукивание указательным пальцем правой руки по ладошке левой); ;

Г – гуси гогочут, вытянув шеи (руки назад как гусиные крылья);

Т – кузнец стучит молотком (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Д – дятел стучит по букве Д (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, легкое постукивание по вертикально расположенной левой руке;

С – льется холодная водичка (волнообразные движения руками перед собой);

З – комарик летает над спящим щенком и пищит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Ф – воздух выходит из футбольного мяча (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

В – ветреная мельница (махи руками над головой);

М – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове,

изображая рога);

Н – старичок подгоняет лошадку (руки, согнутые в локтях, перед собой – держим вожжи, выбрасываем правую руку вперед);

Л – самолет гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-

ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета);

Р – собачка рычит (ладони приложить к голове, изображая собачьи уши);

Х – дедушка храпит (сложенные ладошки под щекой, голова наклонена);

Ц – кузнечик стрекочет (локти согнуты в локтях, локти максимально отведены за спину, легкое подпрыгивание на месте);

Ж – жук жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Ш – змея шипит (правая рука согнута в локте, кисть изображает голову змеи);

Ч – паровозик мчится по рельсам (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Щ – дворник подметает двор (имитация подметания метлой).

СКАЗКА «ДОМИК ПЕВЦОВ»

Жили – были друзья гласные буквы. Они очень любили петь. Поэтому их называли – певцы. Одни из них были очень серьезными и никогда не улыбались. Это были неулыбчивые гласные: А, О, У, Ы, Э. А другие наоборот, были веселыми и всегда улыбались. Это были улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю. Неулыбчивые гласные жили на верхних этажах (гласные первого ряда). А улыбчивые – на нижних этажах (гласные второго ряда).

У каждого певца был свой наряд.

С певцами – гласными очень дружили согласные звуки. И часто приходили к ним в гости. Когда согласные навещали улыбчивые гласные, то серьезные и даже иногда сердитые согласные твердые звуки, превращались в добрых и мягких, потому что улыбчивые гласные делились с ними своей добротой.

Вот так звуки и жили: ходили друг к другу в гости. Танцевали в парах, взявшись за руки. И тогда получались слоги и даже целые слова. И гласные и согласные очень любили путешествовать вместе. Они покупали билеты на поезд «Звукарик», каждый занимал своё место и они отправлялись в путь. Ах, как весело им было вместе! Но это уже совсем другая история.

ИГРЫ

«Произнеси гласный звук» - ребенок выполняет определенную артикуляционную позу, подсказанную символом гласного звука;

«Подбери наряд для звука» - ребенок помещает на символ гласного звука соответствующую букву;

«Прочти слог»– ребенок читает прямые и обратные слоги (по символам и буквам);

• «Прочти двухзвуковые слова: ах, ох. их, эх, ох, он, мы, ты, вы и т. п. (по символам и буквам);

«Прочти трехзвуковые слова» (мак, час, бык, щит, гол, кот, лещ и т. п.);

«Составь слог» - взрослый произносит определенный слог, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слог, используя буквы или символы.

«Составь слово» - взрослый произносит двух – или трехзвуковое слово, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слово, используя буквы или символы.

«Цветные кружки» - ребенок выполняет анализ слогов, двух-, трехзвуковых слов.

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению - фото
Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Учебно-дидактическое пособие «Звукоград»Учебно-дидактическое пособие «Звукоград» Одним из направлений работы детского сада является преемственность в работе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 11:48
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД