МААМ-картинки

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов» (3 фото)

Елена Исакова
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»
▼ Скачать + Заказать документы

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»

Подготовка дошкольника к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания детей в детском саду. Пытаясь не дублировать общепризнанные школьные формы и методы подачи материала, учебно-дисциплинарные модели, максимально используя развивающую игру (более доступную и основную форму деятельности детей дошкольного возраста, было создано пособие «Домик певцов». Пособие предназначено для детей 4- 7 лет.

Публикация «Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению „Домик певцов“» размещена в разделах

За основу была взята методика использования зрительной символики гласных и согласных звуков (Т. А. Ткаченко).

Впервые данная методика и результаты ее использования были опубликованы автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68).

В своей практике применяю зрительные символы с 2005 года. Использование данного метода позволяет добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

Ткаченко Т. А. предлагает при выборе условных обозначений для гласных звуков обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У – маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы – нижней половинкой круга, звук Э – треугольник.)

То есть опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подобрать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте. Новизна наших символов состоит в том, что мы разделили гласные на улыбчивые и неулыбчивые, дорисовав на символах лица. Что позволяет донести до детей, в доступной форме для них формы, сложные правила звукового анализа и синтеза.

Фото «Домик певцов»

Символику согласных звуков Т. А. Ткаченко мы заменили на картинки-символы, на которых происходит то или иное действие: самовар выпускает пар, дворник подметает двор, самолет летит и т. п., что, на наш взгляд, позволяет ребенку легче усвоить, воспринять и дифференцировать согласные звуки (пособие «Угадай звук» - см. приложение).

Для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.

Картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.

С помощью символов формируются следующие навыки:

• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;

• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);

• определение наличия, либо отсутствия звука в слове;

• анализ звукового состава слога, слова;

• подбор слов с заданным звуком и т. п.

Дети, посредством игры, поэтапно, на чувственном уровне овладевают такими понятиями как: «звук: гласный и согласный, твердый и мягкий. Дети как бы «ощущают» звук и представляют его образно (через картинки-символы звуков).

Такая зрительная подсказка, опора на наглядные и игровые методы работы с данным пособием, помогут в дальнейшем успешно усвоить грамматические нормы и орфографические правила родного языка ребятам в школе. И что самое важное: дети будут усваивать сложный учебный материал не путем механического запоминания, а осмысленно. Таким образом «обеспечиваются практические, материальные действия ребенка со словом, преодолевается вербализм в обучении», тем самым соблюдается один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина.

Параллельно с использованием символики используются буквы русского алфавита.

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ

Пособие представляет собой десятиэтажный домик. По два окошка на этаже. Между окнами располагаются символы гласных звуков (по Т. А. Ткаченко, с изображением пиктограмм ( неулыбчивые гласные: А,О, У,Ы, Э и улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю). На окнах наклеены прозрачные кармашки для размещения букв или символов согласных звуков.

Для обозначения символа гласного звука графическим изображением (буквой, а также для звукового анализа слогов, двух- и

трехзвуковых слов используются наклеенные магниты и цветные кружочки с магнитной основой (гласный звук – красный кружочек, согласный твердый звук – синий, а согласный мягкий – зеленый).

СИМВОЛИКА

Символы гласных звуков (по артикуляционной позе гласных звуков) :

А – Я – большой круг;

У – Ю – маленький круг;

О – Ё – овал;

Э – Е – треугольник;

Ы – И – полукруг.

Символы согласных звуков (по ассоциациям) и жестовые символы согласных звуков:

П – самовар пыхтит (руки поставлены на пояс, попеременные повороты туловища влево – вправо);

Б – белка барабанит по барабану (движения кистями рук, как при игре на барабане);

К – капли дождя стучат по зонту (постукивание указательным пальцем правой руки по ладошке левой); ;

Г – гуси гогочут, вытянув шеи (руки назад как гусиные крылья);

Т – кузнец стучит молотком (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Д – дятел стучит по букве Д (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, легкое постукивание по вертикально расположенной левой руке;

С – льется холодная водичка (волнообразные движения руками перед собой);

З – комарик летает над спящим щенком и пищит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Ф – воздух выходит из футбольного мяча (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

В – ветреная мельница (махи руками над головой);

М – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове,

изображая рога);

Н – старичок подгоняет лошадку (руки, согнутые в локтях, перед собой – держим вожжи, выбрасываем правую руку вперед);

Л – самолет гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-

ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета);

Р – собачка рычит (ладони приложить к голове, изображая собачьи уши);

Х – дедушка храпит (сложенные ладошки под щекой, голова наклонена);

Ц – кузнечик стрекочет (локти согнуты в локтях, локти максимально отведены за спину, легкое подпрыгивание на месте);

Ж – жук жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Ш – змея шипит (правая рука согнута в локте, кисть изображает голову змеи);

Ч – паровозик мчится по рельсам (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Щ – дворник подметает двор (имитация подметания метлой).

СКАЗКА «ДОМИК ПЕВЦОВ»

Жили – были друзья гласные буквы. Они очень любили петь. Поэтому их называли – певцы. Одни из них были очень серьезными и никогда не улыбались. Это были неулыбчивые гласные: А, О, У, Ы, Э. А другие наоборот, были веселыми и всегда улыбались. Это были улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю. Неулыбчивые гласные жили на верхних этажах (гласные первого ряда). А улыбчивые – на нижних этажах (гласные второго ряда).

У каждого певца был свой наряд.

С певцами – гласными очень дружили согласные звуки. И часто приходили к ним в гости. Когда согласные навещали улыбчивые гласные, то серьезные и даже иногда сердитые согласные твердые звуки, превращались в добрых и мягких, потому что улыбчивые гласные делились с ними своей добротой.

Вот так звуки и жили: ходили друг к другу в гости. Танцевали в парах, взявшись за руки. И тогда получались слоги и даже целые слова. И гласные и согласные очень любили путешествовать вместе. Они покупали билеты на поезд «Звукарик», каждый занимал своё место и они отправлялись в путь. Ах, как весело им было вместе! Но это уже совсем другая история.

ИГРЫ

«Произнеси гласный звук» - ребенок выполняет определенную артикуляционную позу, подсказанную символом гласного звука;

«Подбери наряд для звука» - ребенок помещает на символ гласного звука соответствующую букву;

«Прочти слог»– ребенок читает прямые и обратные слоги (по символам и буквам);

• «Прочти двухзвуковые слова: ах, ох. их, эх, ох, он, мы, ты, вы и т. п. (по символам и буквам);

«Прочти трехзвуковые слова» (мак, час, бык, щит, гол, кот, лещ и т. п.);

«Составь слог» - взрослый произносит определенный слог, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слог, используя буквы или символы.

«Составь слово» - взрослый произносит двух – или трехзвуковое слово, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слово, используя буквы или символы.

«Цветные кружки» - ребенок выполняет анализ слогов, двух-, трехзвуковых слов.

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению - фото
Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Учебно-дидактическое пособие «Звукоград»Учебно-дидактическое пособие «Звукоград» Одним из направлений работы детского сада является преемственность в работе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 11:48
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исакова (УИ 275466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД