Елена Исакова
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению
Подготовка дошкольника к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания детей в детском саду. Пытаясь не дублировать общепризнанные школьные формы и методы подачи материала, учебно-дисциплинарные модели, максимально используя развивающую игру (более доступную и основную форму деятельности детей дошкольного возраста, было создано пособие «Домик певцов». Пособие предназначено для детей 4- 7 лет.
Публикация «Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению „Домик певцов“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
За основу была взята методика использования зрительной символики гласных и согласных звуков (Т. А. Ткаченко).
Впервые данная методика и результаты ее использования были опубликованы автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68).
В своей практике применяю зрительные символы с 2005 года. Использование данного метода позволяет добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.
Ткаченко Т. А. предлагает при выборе условных обозначений для гласных звуков обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У – маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы – нижней половинкой круга, звук Э – треугольник.)
То есть опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подобрать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.
Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте. Новизна наших символов состоит в том, что мы разделили гласные на улыбчивые и неулыбчивые, дорисовав на символах лица. Что позволяет донести до детей, в доступной форме для них формы, сложные правила звукового анализа и синтеза.
Символику согласных звуков Т. А. Ткаченко мы заменили на картинки-символы, на которых происходит то или иное действие: самовар выпускает пар, дворник подметает двор, самолет летит и т. п., что, на наш взгляд, позволяет ребенку легче усвоить, воспринять и дифференцировать согласные звуки (пособие «Угадай звук» - см. приложение).
Для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.
Картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.
Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.
Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.
С помощью символов формируются следующие навыки:
• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
• определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
• анализ звукового состава слога, слова;
• подбор слов с заданным звуком и т. п.
Дети, посредством игры, поэтапно, на чувственном уровне овладевают такими понятиями как: «звук: гласный и согласный, твердый и мягкий. Дети как бы «ощущают» звук и представляют его образно (через картинки-символы звуков).
Такая зрительная подсказка, опора на наглядные и игровые методы работы с данным пособием, помогут в дальнейшем успешно усвоить грамматические нормы и орфографические правила родного языка ребятам в школе. И что самое важное: дети будут усваивать сложный учебный материал не путем механического запоминания, а осмысленно. Таким образом «обеспечиваются практические, материальные действия ребенка со словом, преодолевается вербализм в обучении», тем самым соблюдается один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина.
Параллельно с использованием символики используются буквы русского алфавита.
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ
Пособие представляет собой десятиэтажный домик. По два окошка на этаже. Между окнами располагаются символы гласных звуков (по Т. А. Ткаченко, с изображением пиктограмм ( неулыбчивые гласные: А,О, У,Ы, Э и улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю). На окнах наклеены прозрачные кармашки для размещения букв или символов согласных звуков.
Для обозначения символа гласного звука графическим изображением (буквой, а также для звукового анализа слогов, двух- и
трехзвуковых слов используются наклеенные магниты и цветные кружочки с магнитной основой (гласный звук – красный кружочек, согласный твердый звук – синий, а согласный мягкий – зеленый).
СИМВОЛИКА
Символы гласных звуков (по артикуляционной позе гласных звуков) :
А – Я – большой круг;
У – Ю – маленький круг;
О – Ё – овал;
Э – Е – треугольник;
Ы – И – полукруг.
Символы согласных звуков (по ассоциациям) и жестовые символы согласных звуков:
П – самовар пыхтит (руки поставлены на пояс, попеременные повороты туловища влево – вправо);
Б – белка барабанит по барабану (движения кистями рук, как при игре на барабане);
К – капли дождя стучат по зонту (постукивание указательным пальцем правой руки по ладошке левой); ;
Г – гуси гогочут, вытянув шеи (руки назад как гусиные крылья);
Т – кузнец стучит молотком (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);
Д – дятел стучит по букве Д (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, легкое постукивание по вертикально расположенной левой руке;
С – льется холодная водичка (волнообразные движения руками перед собой);
З – комарик летает над спящим щенком и пищит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);
Ф – воздух выходит из футбольного мяча (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);
В – ветреная мельница (махи руками над головой);
М – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове,
изображая рога);
Н – старичок подгоняет лошадку (руки, согнутые в локтях, перед собой – держим вожжи, выбрасываем правую руку вперед);
Л – самолет гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-
ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета);
Р – собачка рычит (ладони приложить к голове, изображая собачьи уши);
Х – дедушка храпит (сложенные ладошки под щекой, голова наклонена);
Ц – кузнечик стрекочет (локти согнуты в локтях, локти максимально отведены за спину, легкое подпрыгивание на месте);
Ж – жук жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);
Ш – змея шипит (правая рука согнута в локте, кисть изображает голову змеи);
Ч – паровозик мчится по рельсам (круговые движения согнутыми в локтях руками);
Щ – дворник подметает двор (имитация подметания метлой).
СКАЗКА «ДОМИК ПЕВЦОВ»
Жили – были друзья гласные буквы. Они очень любили петь. Поэтому их называли – певцы. Одни из них были очень серьезными и никогда не улыбались. Это были неулыбчивые гласные: А, О, У, Ы, Э. А другие наоборот, были веселыми и всегда улыбались. Это были улыбчивые гласные: И, Я, Ё, Е, Ю. Неулыбчивые гласные жили на верхних этажах (гласные первого ряда). А улыбчивые – на нижних этажах (гласные второго ряда).
У каждого певца был свой наряд.
С певцами – гласными очень дружили согласные звуки. И часто приходили к ним в гости. Когда согласные навещали улыбчивые гласные, то серьезные и даже иногда сердитые согласные твердые звуки, превращались в добрых и мягких, потому что улыбчивые гласные делились с ними своей добротой.
Вот так звуки и жили: ходили друг к другу в гости. Танцевали в парах, взявшись за руки. И тогда получались слоги и даже целые слова. И гласные и согласные очень любили путешествовать вместе. Они покупали билеты на поезд «Звукарик», каждый занимал своё место и они отправлялись в путь. Ах, как весело им было вместе! Но это уже совсем другая история.
ИГРЫ
• «Произнеси гласный звук» - ребенок выполняет определенную артикуляционную позу, подсказанную символом гласного звука;
• «Подбери наряд для звука» - ребенок помещает на символ гласного звука соответствующую букву;
• «Прочти слог»– ребенок читает прямые и обратные слоги (по символам и буквам);
• «Прочти двухзвуковые слова: ах, ох. их, эх, ох, он, мы, ты, вы и т. п. (по символам и буквам);
• «Прочти трехзвуковые слова» (мак, час, бык, щит, гол, кот, лещ и т. п.);
• «Составь слог» - взрослый произносит определенный слог, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слог, используя буквы или символы.
• «Составь слово» - взрослый произносит двух – или трехзвуковое слово, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слово, используя буквы или символы.
• «Цветные кружки» - ребенок выполняет анализ слогов, двух-, трехзвуковых слов.