Лучший педагог года

Учебное занятие в системе дополнительного образования

Татьяна Иванушкина
Учебное занятие в системе дополнительного образования

Иванушкина Т. А.,

преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

Мудракова О. В.,

заместитель директора по научно-методической работе

г. Краснодар, МБОУ ДО муниципального образования город Краснодар «Центр развития творчества детей и юношества»

[i]

Учебное занятие в системе дополнительного образования

[

/i][/b]

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Публикация «Учебное занятие в системе дополнительного образования» размещена в разделах

Образовательный процесс в УДО осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий : поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий : изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т. д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Основные требования к современному занятию :

• Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.

• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

• Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс : раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия. Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.

Традиционные формы учебных занятий : лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, экспедиция, туристический поход, учебная игра.

Нетрадиционные формы учебных занятий : презентация предмета, явления, события, факта, социодрама, защита проекта, философский стол, “Крепкий орешек”, день добрых сюрпризов, конверт вопросов, выпускной ринг.

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены: дата, тема занятия, оборудование, дидактический материал; цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; ведущие виды деятельности участников занятия; структура занятия и последовательность его этапов; содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия : хорошее знание материала, бодрое самочувствие, чувство «физической» раскованности, свободы на занятии, продуманный план занятия, правильный выбор и разнообразие методов обучения, занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция, выраженная заинтересованность педагога в успехе воспитанников.

Факторы риска: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; рыхлая композиция занятия; неправильный подбор и однообразие методов обучения; скованность движений педагога, его «зажатость»; монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом; отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия; отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики: каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Литература:

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования,- М., ВЛАДОС, 2013.

Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Организация дополнительного образования детей : Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М. : ВЛАДОС, 2015.

Материалы к. п. н. профессора Н. Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов, - Югра, 2016.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Беспалько – М. : Педагогика, 2009. – 190 с.

Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю. Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебное занятие в системе дополнительного образования
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 19:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД