Виктория Субочева
Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Все упражнения носят имитационный, подражательный характер
Волк. Просим малыша показать как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у-у-у»).
Котенок. Просим малыша полакать как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
Пузырек. Учим малыша надувать щеки и резко разрывать смычку губ.
Публикация «Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата» размещена в разделах
Лошадка. Прищелкивая языком, цокаем как лошадка.
Для того, чтобы ребенок мог овладеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть речевым дыханием. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Дыхание очень важно для произнесения звуков. Отрабатывая речевое дыхание,необходимо придерживаться определенных правил
• Вдох через нос, выдох ртом
• Губы при выдохе немного открыты (улыбка)
• Выдох должен быть продолжительный и плавный
• Предметы, предложенные для поддувания должны находиться на уровне рта ребенка
• Не поднимать плечи
• Не надувать щеки при выдохе
• Следить за правильной осанкой
• Учитывая возраст, упражнения должны носить игровой характер.
Дуем на ватку, мелкие бумажки. Наполняем таз с водой и дуем на мелкие предметы: лодочки, уточки. Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей, дутье в бутылочку. Не пренебрегаем игрой на музыкальных инструментах, можно устроить соревнование по задуванию свечек. Учим протягивать различные гласные звуки: веревочку спрячем в кулаке. Предлагаем малышу ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (а, о, у, разматывая при этом веревку. При длительном выдохе, голос звучит долго и веревочка получается длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и веревочка получается короткой. Для развития речи детей очень полезно многократное повторение простых звучаний. Учим ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию.
Та-та- та. Мы увидели … кота
А-а-а. мы увидели…кита
О-о-о. надеваю я…пальто.
Чистоговорки можно использовать с опорой на картинку.
Развитие слухового восприятия необходимо для того, чтобы дети научились различать речевые и неречевые звуки.
«Угадай, на чем играю». Игру можно усложнить, предложить малышу назвать последовательность звучания инструментов.
«Угадай, кто как кричит».
«Каждый занят делом»- показываем картинку с изображением мамы, моющей посуду и включаем запись – звуки льющейся воды. Или показываем картинку с изображением дедушки, читающего газету с одновременной записью шелеста газеты. После прослушивания каждой записи, спрашиваем: «Кто делает так?».
«Горка» Показываем картинку с изображением детей, бегущих вниз (быстро стучим карандашом по столу) Вниз по горке я бегу, удержаться не могу. И поднимаемся вверх (медленно стучим карандашом по столу). Вверх подняться захотели и плетемся еле-еле. А затем предлагаем угадать, куда идут дети вверх, на горку или вниз, с горы.
«Угадай, близко или далеко»- даем изображение двух поездов. Крупное -близко, маленькое -далеко. Гудим тихо. Ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко и наоборот
Проводим игры на развитие чувства ритма. По подражанию хлопнуть в ладоши 1 раз, много раз, 3 раза. По образцу хлопнуть по столу быстро, медленно, один раз быстро, один – медленно.
Учимся говорить выразительно. От того, насколько выразительна и эмоциональна речь зависит качество речи ребенка. Учим произносить слова с различной громкостью, в различном темпе, с различной выразительностью. Малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.
Как кричит большой медведь? Ы-Ы-Ы. А маленький? ы-ы-ы.
Как ветер воет громко? У-У-У А тихо? у-у-у.
Я пойду гулять. Как говорит черепаха? Медленно. Я ПОЙ-ДУ ГУ-ЛЯ-ТЬ
А зайчик? Быстро. Я пойду гулять.