Римма Кустубаева
Упражнения для подготовки руки к письму для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Диагноз ДЦП у детей – это поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия. Темой данной статьи будет «Развитие мелкой моторики рук ребенка с ДЦП».
Публикация «Упражнения для подготовки руки к письму для детей с ДЦП» размещена в разделах
Особенностью этого заболевания является то, что деткам не только трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных движений, а и трудно ощущать эти движения, по этому у ребенка затрудняется формирование нужных представлений о движении.
Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.
Если ребенку сложно выполнять движения пальцами, то с таким малышом следует заниматься индивидуально, когда сначала упражнение выполняется пассивно с помощью учителя. Благодаря тренировкам, движения становятся увереннее и выполняются детками активнее. Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям.
Ниже приведен рекомендуемый ряд упражнений. Начинать занятия можно с самомассажа:
• Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;
• Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;
• Каждый палец перетираем от основания к ногтю;
• Упражнение, в котором предлагают детками рисовать каждым пальчиком в воздухе;
• Сгибать каждый палец по очереди;
• Выпрямлять каждый палец по очереди;
• Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;
• В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;
• Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;
• Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;
• В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака»;
• Для начала скрестите пальцы, затем поднимите руки вверх, и растопырьте пальчики – у вас получаться «солнечные лучи»;
• Поочередно выполняйте упражнения – сожмите руку в кулак, затем поставьте ладонь ребром на стол, затем прижмите ладонь к столу. Можете постепенно ускорять темп выполнения – «кулак, ребро, ладонь».
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:
• «пальчики здороваются» - для начала нужно закрепить с детьми названия каждого пальчика. Затем кончиком большого пальца поочередно дотроньтесь до каждого кончика остальных пальцев (здесь и далее сначала упражнение выполняйте ведущей рукой, затем второй рукой, и дальше обеими руками, от большого пальца к мизинцу, и наоборот);
• Пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки;
• Упражнение «Оса» - выпрямите указательный палец и вращайте им;
• «Коза» - выпрямление указательного пальца и мизинца;
• Образуйте два кружка, соединив кончики большого и указательного пальцев;
• «Зайчик» или «Ушки» - сожмите пальцы в кулак и выпрямите только указательный и средний пальцы;
• «деревья» - все пальцы широко расставлены.
Все эти игры и упражнения, описанные выше, превосходно развивают подвижность пальцев, выполнение изолированных движений, а также способствуют развитию точности движений пальчиков.
В упражнениях так же рекомендуют использовать карандаш. Предложите детям следующее:
• Обвести по контуру любую фигуру или предмет;
• Нарисовать какой-либо предмет по точкам;
• Рисовать штрихи в разных направлениях, используя при этом трафареты;
• Провести карандашом по узкой дорожке и при этом не завести в сторону;
• «двойные рисунки» - очень интересный вид упражнений, в котором дети рисуют различные обеими руками, это могут различные геометрические фигуры, либо художественный рисунок (рисовать предлагается или одновременно два одинаковых предмета, либо один рисунок двумя руками, как бы дополняя его).
Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения :
• Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:
- левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;
- правую ладонь ставим на ребро, левую – сгибаем в кулак;
Специалисты рекомендуют больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук ребенка с ДЦП и координации движений, так как это благотворно влияет на развитие речи у детей с диагнозом ДЦП.