Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот»

Алпатова Светлана
Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот»

Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, графопроектор, карточки для учащихся, шапочки для Тома и Тима, карточки с опорными (ключевыми) словами; портрет Л. Н. Толстого, фишки для составления схем слов

Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [ф], [ф,], буквой Фф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение ставить логическое ударение, воспитывать чувство гордости за Родину;

учить выделять звуки [ф], [ф,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученной буквой; развивать логическое мышление, память, умение слушать.

Ход урока

І. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели спинки прямо

Мы легонечко вздохнем и работать все начнем.

– Проверим готовность к уроку.

ІІ. Актуализация знаний. Повторение.

1. Ребята, кто написал на доске это слово? Прочитаем.

ТОВАРИЩ

- Слово доброе, хорошее. Кто же его написал?

(Добрый Гномик, Тётушка Сова)

- Значит оно сегодня для нас очень важное.

- Кто такой товарищ?

- Нужен ли человеку в жизни товарищ?

- Каким должен быть настоящий товарищ?

- А какое произведение о товарищах вы вчера читали? Кто автор?

2. Чтение по цепочке.

- Кого из героев нельзя назвать настоящим товарищем? Почему?

(Сам погибай, а товарища выручай)

3.- Не только при встрече с медведем, но и в любых затруднительных жизненных ситуациях всегда поможет надёжное плечо товарища и взаимовыручка. Сегодня на уроке мы сможем в этом ещё раз убедиться, если будем работать дружно. Наш девиз: один за всех и …

4. По установившемуся у нас правилу пройдёмся по улицам нашего Города Букв. Всё ли там в порядке? Сделаем перекличку:

- Начнём с района гласных

- Назовите буквы гласных, которые дают команду согласным «Читайся твёрдо!»

- «Читайся мягко!»

- Какие из них труженицы - могут обозначать два звука?

- Всё ли в порядке в районе Согласных?

- Назовите буквы самых звучных согласных

- Девочки прочитают их твёрдо, как Томы, а мальчики мягко, как Тимы

- Какая буква не изменила звука? Почему?

- Какие ещё буквы согласных читаются всегда мягко?

- Какие всегда твёрдо?

- Назовем парные согласные звуки по звонкости-глухости. Я кидаю вам звонкий согласный, а вы мне возвращаете глухой.

- Молодцы! Работали дружно, мы быстро навели в городе порядок

ІІІ. Постановка целей и определение темы урока.

1.– Но я слышу, кто-то в нашем Городе плачет и просит о помощи!

- Да это же буква В! (В – креплю на доске)

- Но почему она так расстроена?

(Нет подруги по соседству, ей одиноко)

- Какие звуки обозначает буква В?

- Дадим им характеристику: (на доске [в-в,]

- Вы случайно не знаете буквы, которая могла бы обозначать парные им глухие звуки?

(буква Ф – креплю на доске)

- Но как проверить? (произнести звуки [в-в,] тихо)

- Что услышали?: (на доске [ф-ф,]

- Подходит?

- Какая я же буква у нас сегодня именинница?

- Что о ней должны сегодня узнать? Чему научиться?

План Тётушки Совы. 1. Звуки [ф-ф,] (распознавать в словах, давать

характеристику)

2. Печатать букву Фф

3. Познакомить букву Ф с буквами гласных

4. Читать слова, предложения с буквой Ф

5. Поселить Ф в Город Букв

ІV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [ф,] и [ф]

- Чтобы ближе с нами познакомиться, звуковички [ф,] и [ф] решили поиграть с нами в лады. Ловим слова, в которых есть звуки [ф,] и [ф]:

фуражка, шапка, шарф, шарфик, перчатки, цифра, февраль, мох, книжка, фыркать, топать, туфельки, Виктор, Фёдор

- В Городе Букв если названные слова закрепить схемами, то эти слова останутся. Так как сейчас зима, Тим и Том решили оставить себе слова шарф и шарфик. (креплю на доску)

- Схему какого слова будет составлять Том? Тим? (У доски два ученика в шапочках Тома и Тима составляют схемы слов)

- А мы им поможем – составим в тетрадях

- Проверим работу. У кого так?

(Указываю в схемах на звуки [ф,] и [ф])

- Назовите эти звуки. Дайте им характеристику. (фиксирую на доске)

2. Знакомство с буквой Ф, ф_

- Согласно нашего плана, что дальше мы должны сделать? (Научиться печатать букву Фф)

- На что похожа буква Ф? (предложения детей)

- А вот ещё варианты, послушайте:

1. Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат. В. Степанов.

2. Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки. Г. Виеру

3. Всем известно без подсказки

Буква Ф как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. В. Степанов

4. Ножницы я в руки взял –

Букву Ф я в них узнал.

- Напечатаем в тетради букву Ф большую и маленькую

- Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры. (Для записи имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей; географических названий: городов, рек, озер, стран).

3. Знакомим Ф с буквами гласных.

- Познакомим нашу именинницу с буквами гласных (печатаем в тетради слоги)

ФУ ФЕ ФЫ ФИ ФА ФО ФЁ

- Научим букву Ф слушаться команд букв гласных – поставим точки-подсказки нужного цвета, как должна читаться буква Ф (у доски один ученик, остальные в тетради)

- Читаем хором. Читают Умники, Знатоки, Грамотеи (вразброс)

ФИЗМИНУТКА

- В Городе Букв звуковички на радостях устроили пляску, так как уних появились новые друзья [ф,] и [ф]. Порадуемся и мы с ними! (Игра под музыку «Ладошка к ладошке)

4. Чтение слов с Буквой Ф, стр. 71

1) - А слова с новой буквой мы сможем прочитать? Откройте азбуку на стр. 71

- Прочитай те самостоятельно столбики слов.

- Прочитайте вслух слова в которых 2 слога (ферма, асфальт)

- Что такое ферма? (животноводческое хозяйство, где выращивают коров, поросят и других дом. животных)

- Прочитайте слова из 3-х слогов (телефон, фабрика)

- Какое значение у слова фабрика? (промышленное предприятие, оснащённое спец. Машинным оборудованием. Бумажная, кондитерская, швейная и др.)

2) - Надо бы прочитать предложение, да вот беда – исчезли слова (слайд)

… плывёт к родной земле.

… на каждом корабле.

- В паре с товарищем попробуйте восстановить предложение – впишите у себя в карточке пропущенные слова. Подсказку найдете среди прочитанных сейчас слов

- Кто готов? Проверим. (Дети читают, на экране слайд с исправленными предложениями)

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

- Как называется наша страна (родная земля) (Россия)

- Какие флаги развеваются на российских кораблях? (слайд: Российский флаг, Андреевский флаг)

3) - Слышите? (шум моря) играют волны, ветер свищет…

- Так как в Городе Букв слова имеют большую силу, как только вы исправили и прочитали предложение со словами флот и флаг, мы оказались среди морских волн. А удержаться на плаву помогут нам. (дружба, находчивость, и надёжный Российский флот)

5. Беседа, чтение текстов о Российском флоте

1) - Рассмотрите иллюстрацию на с. 70.

- Это корабли российского флота. На какие две группы их можно разделить по времени их создания?

(Старинные и современные.)

- Совершенно верно. Рассмотрим те, на которых плавали в старину.

(Ладья, корабль с парусами.) (слайды)

- А теперь рассмотрим современные корабли. (слайды: атомный ледокол, теплоход, подводная лодка, военный корабль)

2) - А знаете ли вы, по чьему указу был создан российский флот?

Российский флот был создан по приказу царя Петра 1 (слайд Пётр1)

- Послушаем его указ

(Николай Дубовик и читает указ Петра 1)

Пётр 1. Воевать нужно морем, так близко и удобно многократ, чем сухим путем. Посему нужен флот. Морским судам быть!

- Роман к следующему уроку готовит вам сообщение о создании российского флота

3) - Как вы думаете, ребята, только ли для защиты от врагов нужен флот? А для чего еще?

(Чтобы вести торговлю, чтобы отправляться в гости в другие страны и принимать гостей из далеких стран.)

- Правильно, ребята. Еще А. С. Пушкин (слайд) с гордостью писал: ”Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. “

-Это значит, что через море России открывался путь в европейские страны. И тогда ”все флаги в гости будут к нам“, то есть из Европы к нам будут приплывать корабли разных стран.

- А теперь послушайте отрывок из произведения Пушкина.

(Учитель читает отрывок из произведения Пушкина о флоте на с. 71 учебника.)

- Прочитайте самостоятельно (жужжащее чтение).

- Прочитаем хором.

- Кто прочитает выразительно?

- С каким чувством будем читать?

(С гордостью за Россию.)

(Читают по очереди 3 ученика.)

4) - Молодцы, ребята. А теперь прочитайте про себя еще один отрывок из произведения А. С. Пушкина. С. 70

- Из какой сказки этот отрывок?

- Из «Сказки о царе Салтане». (слайд)

- Кто читал сказку и знает, кто плавал на таких кораблях (купцы, вели торг)

- Прочитаем выразительно.

(Дети читают стихотворение.)

6. Рефлексия.

- Все ли задачи урока выполнили? Сверимся с планом.

- Что забыли?

- Предоставим букве Ф квартиру в Городе Букв.

- В каком районе?

- На какой улице?

– По соседству с какой буквой?

- Право поселить букву предоставляется… (остальные в тетрадях для блок-схем)

- Спасибо за дружную работу!

-Что нам помогло справиться сегодня с задачами урока? (Школьное товарищество)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р’» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р.» Подготовила: Рыбакова Галина Вадимовна.

Дидактическая игра по развитию умений определять гласные и согласные звуки «Рассели буквы по домам»Дидактическая игра по развитию умений определять гласные и согласные звуки «Рассели буквы по домам» Цель: Способствовать развитию умения правильно определять гласные и согласные звуки. Детям даётся задание правильно расселить звуки по.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

Конспект урока обучение грамоте (чтение) в 1 классе «Звуки [т’], [т] и буквы Т» Конспект урока обучение грамоте (чтение) в 1классе на тему «Звуки [т'], [т] и буквы Т, т» Разработала: учитель начальных классов Терехова.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 21:28
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «День знаний» для средних, старшей и подготовительной групп...
Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вам сценарий , который мы провели в детском саду на День Знаний. За основу я взяла материал из сценария Натальи Беликовой,...
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше? » ко Дню пожилого человека Звучит музыка. Появляется медвежонок. Медвежонок: Для любимой бабушки Я...
«Театр — ты всегда с нами»
Летний период самая благодатная пора для театральной деятельности. Вот и этим летом наш летний детский театр распахнул двери для моих воспитанников. В каких...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе"В гостях у Осени" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие",...
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию...
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из самых значительных и...