Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян»

Ирина Ступченко
Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян»

Цель урока: знакомство с понятиями и значениями славянской мифологии

Задачи:

1) обучающая:

-сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности.

-отличие мировосприятия славянских предков от нашего мироощущения.

-особенности мироустройства в славянской мифологии.

-знакомство с положительными и отрицательными мифологическими персонажами.

2) развивающая:

-развивать коммуникационные знания

-развивать умение анализировать, делать вывод, уметь слушать другого;

3) воспитывающая:

-воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Ход урока:

Вступление. Слайд.

Сегодня мы поговорим о религии наших предков – славян. У них было множество богов, духов, мифических животных, каждый из которых отвечал за свою стихию (землю, ветер, гром) или местность (лес, речку или болото). На этом занятии вы узнаете как их называли, кто из них был главнее, добрее или злее. (Слайд).

А как зародилась мифология? Откуда появились божества? (Слайд).

Древние славяне верили, что «живое» пронизывает всю природу, и что не только у человека или животного, но и у камня, ветра, огня есть душа. Люди считали, что дух находится внутри предмета. Но постепенно стали появляться общие духи. И они начали обретать форму, которая часто носила на себе следы места их обитания. К примеру, Водяной – смотритель рек и озер, представлялся древним славянам существом покрытым чешуей, с выпученными как у рыбы глазами и с утиными перепонками между пальцами ног. (Слайд).

Прошло время, но мифология развивается всё больше и больше. Люди верят в богов, которые отвечают за природные стихии и общее мироустройство. Лесные, водяные, домашние духи, которые отвечают за какую-то местность, либо за дом человека и его пристройки. Появляются богатыри, мифические животные, а также люди (волхвы и жрецы, которые служат в славянских храмах и являются посредниками между людьми и богами. Сейчас такую религию называют язычеством. (Слайд).

В жизни каждого человека бывает что-то плохое и что-то хорошее. И сперва славяне верили, что хорошее и плохое одно на всех и представляли его в виде большого каравая. Каждому доставалась часть каравая, которая называлась «доля». Но одному мякоть и жизнь у него была легкая и удачливая, а другому – подгорелая корочка со своими несчастиями. Это был период веры в духов. Но прошло время и представление об удаче и неудаче изменилось. Появились две богини - Доля и Недоля, которые жили на небе и при рождении каждого ребенка наделяли его своей частью удач и неудач. (Слайд).

I. Устройство мира и боги славян.

У славян были боги сотворившие мир. Их звали Род и Лада. Прекрасная гармонирующая пара. От имени Рода образовались слова – Родина, родители, родственники, природа. А по имени богини любви и красоты славяне называли весь строй своей жизни – лад. Жена звала мужа – ладо, а он ее – ладушкой. И все люди должны между собой ладить. (Слайд).

Род разделил мир на три части – верхний, средний и нижний. Верхний мир - славянский рай – Ирий. Средний – мир, где жили люди. А нижний мир - Пекло. Туда уходило на ночь Солнце и попадали души умерших. Все три мира соединяло между собой Мировое дерево. Оно росло на острове Буяне, лежащем на краю горизонта, где сходились небесный и морской океаны. (Слайд).

(Вспомните, в какой сказке упоминается остров Буян?

Мы объехали весь свет, Торговали соболями,

Чернобурыми лисами; А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана…»). (Слайд).

В жизни древних славян очень был важен огонь, позволяющий спасаться в холодные зимы. Поэтому следующим по значимости после Рода стал бог огня – Сварог. Следующим по значимости являлся Громовержец Перун. Он повелевает грозовыми тучами и молниями, покровительствуя воинам. Любимое его развлечение – поражать молниями чертей. Зная крутой нрав бога-громовержца, те всегда стараются спрятаться от него во время грозы. Именно поэтому и опасно укрываться от молнии в излюбленных местах нечистой силы – под деревьями (особенно под ракитовым кустом) и в воде. Стрибог распоряжается ветрами, а Мокошь (Макошь) – ведала судьбами богов и людей. Она пряла нити жизни каждого человека. Завязывая на них узелки, она насылала испытания, а обрыв нити приводил к смерти человека, с ней связанного. (Слайд).

Главным богом считался Велес – повелитель всего живого. Он был богом мудрости, покровителем волхвов, музыкантов и поэтов, а также охотников и скотоводов. Когда-то он был женат на небесной богине Ясуне. Но, встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, встречались Чернобог и Ясуне на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи. Расплата за содеянное не заставила себя долго ждать. Велес изгнал Ясуню с небес на землю сторожить границу между мирами живых и мертвых, и лишил её молодильных яблок, дающих богам вечную молодость. В результате она превратилась в персонаж русских народных сказок – Бабу Ягу. Из рожденных Ясуней змеев самый известный трехглавый – Змей Горыныч. (Слайд).

Зимой на земле появлялся Кащей – дух зимы. Когда-то этот прекрасный юноша погиб и был воскрешен, но не получил вечной молодости и превратился в старика. Своим дыханием он мог заморозить всю природу. Но весной Кащей вновь уходил под землю, а на его место приходили боги весеннего солнца – Ярила и бог летнего плодородия – Купала. (Слайд).

Под землей располагалось царство грозного Чернобога. Он был облачен в броню, и лицо его всегда исполнено ярости. Во время суда над душой умершего он оглашал все ее черные дела, и ничто и никто не могли укрыться от его взора. Управляет же Пеклом помощник Чернобога – Ний (или как его еще называют - Вий). (Слайд).

II. Славянские духи. (Слайд).

С рождения человека начинали охранять и оберегать, а иногда и искушать духи. Они всегда были рядом и сопровождали каждого до самой смерти. Первым младенца встречал Банник, потому что именно в бане проходили важнейшие события в жизни славян – рождение, смерть, излечение от болезней. Дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. После того, как уходили люди, Банник подметал в бане веником пол и ждал особенных гостей. Домовые, черти, кикиморы и прочие духи считались большими любителями попариться. Именно поэтому славяне всегда старались держать баню в чистоте. (Слайд).

Покровителем дома считался Домовой. Славяне верили, что им становится после смерти первый хозяин дома. Обычно он невидим, но иногда показывается людям в виде старика с длинными седыми волосами или в образе кошки, собаки, бычка и других животных. В качестве жены у домовых часто выступали Кикиморы, а селились они либо за печкой, либо под порогом, либо в подполе, либо на чердаке. Излюбленное занятие этого духа – заплетать косички в гривах коней и на бороде хозяина дома. Из более серьезных обязанностей – присмотр за семейным бытом и скотиной, а также нашептывание полезных советов. (Слайд).

Ближе всех к Домовому была Кикимора, дух в женском обличье. Обладая весьма непредсказуемым характером, она может и хлеб испечь, и посуду помыть, и детей покачать, но ежели что не по ней, то сразу же начинает бить горшки, рвать пряжу и бросаться вещами. Ее появление в человеческом образе предвещало смерть кого-то из домочадцев. Кикиморы могли жить не только в доме, но и в курятнике. Обычно именно с ее присутствием славяне связывали снижение плодовитости кур и в качестве защиты возле нашеста вешали оберег – камешек с дыркой посредине. Кикимора – это домашний дух и совершенно неверно ее иногда называют болотной. Только в том случае, когда ее жилище сгорело или разрушено и взамен не построено новое, она может удалиться в лес и жить там. (Слайд).

Урожай и благополучие семьи охранял Овинник. Он был хранителем запасов, помогавших пережить долгую холодную зиму. Людям он показывался или громадным черным котом с горящими, как угли, глазами, или в виде человека небольшого роста. Крестьяне угощали его кашей и пирогами. Считалось, что Овинник знает и предсказывает будущее, но если слышен его храп, то быть беде. (Слайд).

И, конечно же, повсюду жили черти и бесы. Черти и бесы в славянской мифологии являются самобытными персонажами, имеющими весьма отдаленное отношение к Дьяволу и Сатане – образам, пришедшим из библейских текстов вместе с христианством. Принимают любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху. Главное занятие чертей и бесов по отношению к людям – творить мелкие пакости. Причем черти обычно смущают, а бесы – подстрекают. Они могут запросто сбить с дороги, завести в лес и непроходимое болото, или напустить такой азарт, что человек спускает все в игре до последнего. (Слайд).

В поле были духи – Полевик и Полевицы (Полудницы). Они охраняли посевы от беды, сглаза и порчи. Пред людьми Полевик появлялся стариком в белом с бородой из колосьев. Он дует и свистит, вызывая ветер, или бегает, поднимая облако пыли, чтобы его было трудно увидеть. (Слайд).

В лесу был свой хозяин – Леший, следящий за живностью и деревьями на вверенной ему территории и наказывающий тех, кто без надобности губит природу. Леший мог принимать различный облик - бесхвостого медведя, ягненка, коня, кота, совы или даже гриба, и легко менял свой рост: в поле ниже травы, а в лесу выше деревьев. Но мог он также обернуться стариком с длинной бородой, или голым человеком, но в лаптях, надетых не на ту ногу. (Слайд).

Рыбаки и мельники соприкасались с водными духами – Водяными, Русалками, Омутниками. Они заботились о рыбах и подводных растениях, распутывали сети, следили, чтобы в речке всегда было много воды. Славяне верили, что под водой существовала такая же жизнь, как и на земле, и бесчисленным водоемам были нужны свои хозяева. (Слайд).

Водяной – лохматый бородатый старик, покрытый тиной или рыбьей чешуей. Голова огромная, плешивая, иногда лошадиная, выпученные мутные глаза, как у рыбы, зеленые волосы, оттопыренные или козьи уши, нос без ноздрей, а между пальцев утиные перепонки. Может оборачиваться в щуку, сома или бесхвостого карпа, большую жабу, селезня, черного кота или хромым зайца, а то и бревном прикинется. На земле он слабеет и спешит укрыться под воду. (Слайд).

Русалки – это духи в женском обличье. Ими чаще всего становились умершие до брака девушки и излюбленное место их обитания – водоемы. Однако на Русальной неделе (начало июня) они любят кружить хороводы в полях и качаться на ветвях деревьев. Все мы помним начало поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…» (Слайд).

Славяне представляли русалок красивыми девушками с длинными распущенными волосами и в белых одеждах. Как и всякие духи, русалки могли оборачиваться животными или птицами, а то и стогом сена. Но это отнюдь не безобидные духи. Они могут утопить купающегося или защекотать до смерти. (Слайд).

III. Заключение.

Одухотворение природы позволяло славянам жить в мире с окружающим их пространством. Они общались со своими богами и всегда помнили, что ничем нельзя зачеркнуть запись, сделанную Чернобогом, и расплата за нее будет неизбежна. (Слайд).

Они верили, что неразумные порубки лесов, уничтожение сверх потребности дичи, может вызвать гнев Лешего, за которым последует падеж скота, гибель урожая и даже узелок на судьбе обидевшего природу. В честь духов и божеств люди отмечали праздники, сочиняли песни, сказания, доверяли им свои судьбы и верили в помощь при трудностях. (Слайд).

Прикреплённые файлы:

kultura-i-religija_f4hlr.pptx | 18801,84 Кб | Скачан: 36
 
Публикации по теме:

Классный час «Последний урок в 11 классе» Классный час (последний урок в 11 классе) Проводит первый учитель Классный руководитель: Мы сегодня собрались на самый, Самый сложный.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: - названия полезных ископаемых, добываемых.

Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.

Урок математики в 3 классе по программе Аооп уо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян»
Опубликовано: 17 августа 2018 в 11:24
+372Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 127.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной головоломки в подготовительной группе детей с ЗПР»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной...
Поделка «Кубанские подсолнухи»
Для оформления кубанского уголка нам потребовались дополнительные декорации. А какие декорации могут быть исконно кубанскими? Конечно же это наши русские...
Фотоотчет «Радуемся первому снежку»
Широка и велика наша страна, у кого-то золотая осень за окном, а у нас сегодня выпал первый снег! Первый снег как обычно, из года в год выпадает поздней...
Фотоотчет о проведении развлечения «Мы веселые матрешки»
Статья - отчет о проведении развлечения «Мы веселые матрешки». Русская матрёшка, Как ты хороша! Яркая одежда На тебе всегда. Сарафаны расписные Выдумал...
Мероприятие «Радуга-дуга», посвященное Дню рождения детского писателя и поэта С. Я....
Цель данного мероприятия:обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях, развивать умение отгадывать загадки, развивать...