МААМ-картинки

Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»

Ольга Панченко
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»

Урок по теме : «Причастие. Обобщение изученного материала на основе многоаспектного анализа текста»

Цели урока :

1)продолжить формирование у учащихся навыков работы с текстом, повторить основные речеведческие понятия;

2)обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии и причастном обороте;

3)формировать речевые навыки и умения учащихся, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Публикация «Урок русского языка в 7 классе по теме „Причастие, Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста“» размещена в разделах

Оборудование: таблицы «Причастие», «Орфограммы темы «Причастие», тексты Г. Н. Троепольского для анализа, портрет Г. Н. Троепольского, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь», картины с изображением осени.

Ход урока:

1. Урок начинается с игры «Отгадай словечко»

- От глагола ходить возьмите корень, от прилагательного удивительный – приставку, прибавьте суффикс действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола 2 спряжения, окончание прилагательного ж. р, ед. ч, И. п.

- Какое слово получилось? (уходящая)

- Ребята, почему именно это слово я взяла для игры? (Это причастие, мы изучаем тему «Причастие»)

- Объявление темы и целей урока.

- Подберите к причастию уходящая определяемое слово.

- А теперь зависимое.

- За окном – осень. Какие приметы уходящей осени вам бросаются в глаза?

- Вы верно назвали приметы осени. Согласитесь, какое огромное удовольствие просто любоваться природой, её разнообразными чудесными картинами. А какое большое искусство – уметь передать другим своё восхищение.

Вы сейчас рассказали, какой видите осень. А вот какой видит её писатель Г. Н. Троепольский, известный вам по повести «Белый Бим Чёрное ухо». Это наш земляк (родился в селе Новостасовка Тамбовской губернии). Послушайте, как из самых привычных нам, казалось бы, простых слов слагается гимн природе.

2. Выразительное чтение текста учителем.

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка, вернется лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет, словно ласковая собака, которую гладит женщина. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и янтарем барбариса, терпким и острым, как перец, копытнем, белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой,но все еще пахучим, напоминающим о прошлых погодах. И потечет по лесу улыбчивый добрый дух от сосны к березе, от березы к дубу, а тот ответит могучими запахами силы, крепости лесной и вечности. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени. Она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, все обволакивающих иголок инея: все ушло, все в прошлом. И будто осень, засыпая, видит сон о лете, а нам показывает свои божественные видения во всем величии одухотворенной красоты и в животворящих ароматах земли.

3. Работа с текстом.

1)- О чём этот текст?

- Как его можно озаглавить?

- Что отражает заглавие: тему или основную мысль?

- Определите тип текста. Докажите.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для создания картины осени? Какова роль причастий в создании образности?

- Каким способом связаны предложения в тексте? Какие средства связи выступают в роли сцепляющих слов?

2) - Объясните, почему в тексте так много причастий и прилагательных. Выпишите причастия с определяемыми словами, укажите залог, время.

3) - Найдите в тексте слова с орфограммами, изученными по теме «Причастие». Сгруппируйте по видам орфограмм. Объясните их.

- Какой орфограммы, изученной в разделе «Причастие», вы здесь не встретили? Приведите примеры.

- Ребята, в этом тексте много причастий. Некоторые из них имеют зависимые слова. Что образуют причастия с зависимыми словами? Выпишите предложения с причастными оборотами, объясните знаки препинания. Составьте схемы.

- Повторить теорию нам поможет мофологический разбор причастия уходящую (1 предложение)

Дополнительные вопросы:

-Как вы понимаете слова В. И. Даля: «Причастие-часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного»?

- Какие признаки глагола у причастия?

- Какие- прилагательного?

- Какие существуют точки зрения на категориальную сущность причастия?

6) Работа со схемами:

- Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:

Приставка, корень, 2 суффикса, окончание, постфикс;

Корень, соединительная гласная О, корень, суффикс, окончание

4. Роль причастий в тексте.

5. Вывод

Сегодня на уроке мы работали над текстом Г. Н. Троепольского об одном из времён года – осени. Это по-своему чудесное время года. Недаром многие поэты и писатели, художники и композиторы посвящали этому времени года свои произведения. Послушайте сейчас произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь» и подумайте, чему мы научились, анализируя текст, чему он учит, что хотят нам сказать Г. Н. Троепольский и П. И. Чайковский.

6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Приметы осени» с использованием причастий.

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»
Опубликовано: 8 мая 2021 в 18:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД