Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

АНЖЕЛА ЛУЗГИНА
Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

Ребенок рождается исследователем. В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно - исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков.)

Академик Н. Н.Поддъяков доказал: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное, наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. (Н. Н. Поддъяков).

Проблема данного исследования заключается в том, что взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование.

Поэтому мы считаем, что в основу работы с детьми раннего возраста должно быть заложено развитие экспериментальной деятельности, через использование игр с песком и водой.

В связи с этим была определена цель исследования: изучить особенности развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста, апробировать комплекс педагогических условий развития детского экспериментирования в группах раннего возраста.

Умственное развитиедошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. [2]

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно - действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет.

Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности. Исходя из данного утверждения, можно предположить, что элементарное экспериментирование детей раннего возраста является основой наглядно - действенного мышления. [3]

Исходной же формой экспериментирования из которой развились все остальные, является манипулирование предметами.

В два-три года манипулирование предметами усложняется. Это — очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

На третьем году жизни наглядно - действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. [1] Исходя из данных предположений, мы провели исследование. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 2 до 3-х лет (20 человек).

Констатирующий этап исследования был проведён с целью определить уровень развития наглядно - действенного мышления детей от 2 до 3-х лет в ходе решения наглядной задачи, а также выявить уровень сформированности навыков практического экспериментирования в 1-ой младшей группе.

Для изучения уровня развития наглядно - действенного мышления детей была подобранна методика С. Н. Новосёловой «Исследования развития мышления в раннем возрасте». [4] При диагностировании детям 2-3 лет предлагались задания, со специализированными орудиями и с игрушками-орудиями, имитирующими орудия труда. Методика «Организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Ивановой А. И., позволила выявить уровень сформированности навыков практического экспериментирования детей в 1-ой младшей группе. В ходе самостоятельных игр - экспериментов, посредством наблюдения определялись навыки практического экспериментирования, заполнялась диагностическая карта. Исходя, из сравнительного анализа методик мы видим,что в группе из 20 человек: 15 % с низким уровнем; 40 % со средним; 45% с высоким уровнем сформированности навыков практического экспериментирования (методика А. И. Ивановой). [1]

Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы видим, что у большинства детей развита экспериментальная деятельность, которая дала возможность развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста через игры - эксперименты с песком и водой.

Однако надо отметить, что без специально созданной среды, условий для организации практического экспериментирования, без участия воспитателя и поставленных им экспериментальных целей и задач ребёнок будет просто манипулировать предметами. Одним из важнейших условий по развитию навыков практического экспериментирования является экспериментальное оборудование.

В группе нужно иметь как центр «Вода-песок», так и индивидуальные тазики для работы, наполненные прокаленным песком.Детям доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей детям предлагаются сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используются пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой используют пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки изготовленные из пенопласта и коры и т. д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой изготавливаются клеенчатые передники. Для того, чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботятся о температуре (+ 18°, +20°, следят за длительностью игры и состоянием одежды детей.

В структуру экспериментально - опытнической - предметно-развивающей среды группы входит и участок. На участке, особенно в теплое время года, проходит развитие познавательной деятельности, в зонах, отведенных для игр с песком и водой.

Главная задача экспериментальной - предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время игры - занятия так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол и т. д).

Во время игр дети развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.

Все организуемые взрослым эксперименты являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими подгруппами.

Дети уж способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они ещё не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

Детям 1–ой младшей группы предлагались следующие игры - эксперименты с песком: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «День рожденья куклы Маши». С водой: «Тонет, не тонет, плавает», «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки», «Разноцветная водичка», «Снеговик в гостях у детей».

Во время игр детей учат действовать с природным материалом, формируют представление о количестве (один, много, умение узнавать и называть цвет, формируют понятия - широкий, узкий, лёгкий, тяжёлый и т. д.

Таким образом, эффективными педагогическими условиями развития детского экспериментирования является, отбор адекватного возрасту материала для игр – экспериментов, специально созданная экспериментально - опытническая среда, система игр – экспериментов.

В процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детейтретьего года жизни проявятся следующие особенности мышления: ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями, выполняет новые для него задания методом проб и ошибок.

Список используемой литературы:

1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.

3. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. [Текст] / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. 277 с.

3. Смирнова, Е. Ю. Детская психология [Текст] / Е. Ю. Смирнова. -М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.-366с.

4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.:Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

Публикации по теме:

Исследовательско-игровой проект «Удивительный мир песка» Исследовательско-игровой проект «Удивительный мир песка»Воспитатель Соболева Елена Владимировна МБДОУ детский сад Общеразвивающего вида.

Окружающий, удивительный мир животныхОкружающий, удивительный мир животных Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 16:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

Фотоотчёт награждения дошкольников за участие в конкурсе «Космическая мода»
Ребята среднего и старшего дошкольного возраста нашего ДОУ приняли участие в городском онлайн - конкурсе «Космическая мода». Конкурс был организован ГДК...
Конспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе...
Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства....
Мини-стенд «Уголок дежурных»
Мини-стенд «Уголок дежурных» Дежурство-это одна из форм организации труда детей, важный вид деятельности, который в воспитательном процессе имеет большое...