ирина упорова
Утренний круг в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении— это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Публикация «Утренний круг в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (2020) утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Кроме этого, утренний круг :
развивает толерантное отношение к людям;
формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Создаёт условия для общения детей и взрослых;
Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность; нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей;
Работает над развитием навыков культурного общения. Дети, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п., и приучаются так же вести себя со взрослыми;
Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Взрослый показывает детям пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;
Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.
II. Основная часть:
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.
Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.
Актуальные задачи утреннего круга старшего дошкольного возраста :
Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе, я хочу сказать, я думаю, что).
Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи).
Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я).
Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то).
Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится).
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).
Структура утреннего круга :
Приветствие (1–3 минуты).
Игра (2–5 минут).
Обмен новостями (2–10 минут).
Составление плана дня (5–12 минут).
Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.
Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.
Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка. Позывные можно связать с требуемой темой.
Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее) : «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Маша, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.