МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «В гости к Весне»

Светлана Кирилова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «В гости к Весне»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

«В гости к весне»

Автор-составитель:

Кирилова Светлана Викторовна, учитель-логопед

г. Зеленокумск, Ставропольский край

2022 г.

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня „В гости к Весне“» размещена в разделах

Цель: обобщение представлений детей старшего дошкольного возраста о зиме, весне и типичных явлениях в природе, связанных с данными временами года посредством приема мелодекламации.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Обобщить и расширить словарь дошкольников.

2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.

3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.

4. Научить работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.

5. Активизировать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику.

2. Автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи.

3. Развивать координацию речи с движением, память, внимание, мышление и творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Вызвать положительные эмоции обучающихся с ОНР на занятии.

2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения.

Оборудование: аудиозапись музыкальных отрывков «звуки природы», репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: знакомство с русским фольклором, разучивание стихов, песен, игр.

Речевой материал: имена существительные – зима, весна (зимние и весенние месяцы, изменения в природе).

Имена прилагательные – весенний, зимний, чистый, холодный, тусклый, пасмурный, ясный, теплый, желтый, зеленый, белый и т. д.

Глаголы – бежать, журчать, бурлить, звенеть, течь, висеть, пускать, набухать и т. д.

Причастия – растаявший, бурлящий, набухший, раскрывшийся, зеленеющий, расцветающий, звенящий и т. д.

Наречия – по-зимнему, по-весеннему, ярко, бурно, тепло, ясно, звонко, светло, зелено, внезапно, снежно, холодно и т. д.

Используемые технологии (методы) : игровые технологии, наглядно-демонстрационные, практические методы: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, психогимнастика.

План занятия :

1. Мотивационно-целевой этап

2. Ориентировочный этап

3. Поисково-исследовательский этап

4. Практический этап

5. Рефлексивно-оценочный этап

Ход занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Учитель-логопед предлагает обучающимся занять свои места, называя по порядку месяцы года. Затем проводит психогимнастику с элементами самомассажа в музыкальном сопровождении:

Дети повторяют движения за учителем-логопедом :

«Разотрем ладошки,

Согреем их немножко,

(Потереть ладони одну о другую)

И теплыми ладошками

Умоемся как кошки.

(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли.

(Пальцами провести от середины лба к вискам)

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.

(Пальцами легко постукивать по щекам)».

2. Ориентировочный этап

Учитель-логопед : ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

Дети: девочка побывала в гостях у братьев месяцев в сказке «Двенадцать месяцев».

Учитель-логопед : правильно, молодцы! А давайте мы с вами тоже отправимся в сказочное путешествие в гости к самым близким для нас сейчас временам года?

Дети: да, отправимся в гости к временам года.

Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, на экране изображение зимних месяцев.

Учитель-логопед : ребята, посмотрите, куда мы с вами попали?

Дети: мы попали в гости к времени году – к зиме.

Учитель-логопед : да, точно! Скажите, что вы знаете о зиме?

Первый ребенок: зима – это время года, когда бывает холодно, идет снег, люди празднуют Новый год, День Защитника Отечества.

Второй ребенок: в этом времени года три месяца: декабрь, январь и февраль.

Учитель-логопед : правильно. Зима рада, что мы пришли к ней в гости и приготовила для нас маленький сюрприз (используется прием мелодекламации – речевая игра с музыкальным сопровождением «Мы повесим шарики»).

Учитель-логопед : ребята, скажите зиме до свиданья! (Звучат музыкальные отрывки (капель, весна, на экране изображение весенних месяцев). Мы отправляемся в гости к следующему времени года. Как оно называется?

Дети: время года - весна.

Учитель-логопед : посмотрите в окошко и скажите по каким изменениям в природе мы узнаем, что наступила весна?

Дети: время года – весна, отличается от зимы, тем, что становится намного теплее на улице, тает снег, природа оживает. Весна содержит в себе три месяца – март, апрель, май.

Учитель-логопед : с кем мы можем сравнить весну? (словарная работа).

Учитель-логопед : какая весна? (Дети подбирают прилагательные к этому слову).

Учитель-логопед : правильно, молодцы! А теперь давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

3. Поисково-исследовательский этап

Задание 1

Учитель-логопед : перед вами палитра красок. Составим палитру красок для весны (под музыкальное сопровождение дети составляют палитру, содержащую зеленый, желтый и т. п. цвета).

Педагог во время выполнения задания с помощью побуждающих вопросов просит каждого обучающегося объяснить почему он выбрал именно этот цвет.

Учитель-логопед : ох уж эта зима, никак не хочет уходить. Придать силы весне мы можем, выполнив следующие задания братьев-месяцев. А за правильное выполнение заданий они будут дарить лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнышко.

Задание 2: «Скажите наоборот»

Учитель-логопед : ребята, как все меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной – ( дети: грязный).

Зимой дни холодные, а весной – ( дети: теплые).

Зимой солнце тусклое, а весной – ( дети: яркое).

Зимой погода часто пасмурная, а весной – ( дети: ясная).

4. Практический этап

Задание 2: «Весенний лес» (рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Учитель-логопед предлагает детям нарисовать весенний лес (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник и т. п.). Сначала дети рисуют каждый на своем альбомном листе правой рукой, затем вместе – левой рукой на доске.

Учитель-логопед : молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете еще один лучик.

Задание 3. Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма и темпа, координации речи с движением, эмоциональной сферы «Жаворонок» (русская народная игра)

Дети встают в круг, в центре круга – «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют: «В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).

Задание 4. Упражнение на согласование существительного с прилагательным

Учитель-логопед : давайте посмотрим на наш лес и назовем все, что видим со словом «весенний».

Дети: весенний лес, весеннее дерево, весеннее облако, весенний цветок и т. п.

Задание 4. Игра «Измени слово»

Учитель-логопед : в нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовем, какое слово останется.

Дети: срок – сок, крошка – кошка, мрак- мак, краска-каска, прачка- пачка, крот-кот.

Учитель-логопед : молодцы, справились с заданием. За это получаем новый лучик солнышка.

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 5. Упражнение на слуховое внимание и память

Учитель-логопед : а сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх).

( Слова: март, листопад, подснежник, 8 марта, трава, дед Мороз и т. д.)

Учитель-логопед : какие весенние слова вы услышали?

(Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах, получают лучик солнышка за каждый правильный ответ).

5. Рефлексивно-оценочный этап

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись «Звуки природы».

Слова учителя-логопеда : «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро» (все открывают глаза).

Учитель-логопед : с приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске. Свой ответ начните словом – «Весной.

Дети: весной – светит солнышко. Весной – прилетают птички. Весной - …

Список используемой литературы

Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ, 2005. - 798 c.

Елисеева Е. И. Ритмика в детском саду. - М. : Перспектива, 2016. - 104 c.

Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М. : Сфера, 2014. - 530 c.

Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. - М. : Академия, 2015. - 192 c.

Публикации по теме:

Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста.Фотоотчёт открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт открытого занятия. Перед началом занятия. Начало занятия. 1 задание. Составление.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста с использованием Даров Фрёбеля «Три поросенка»Конспект логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста с использованием Даров Фрёбеля «Три поросенка» Конспект логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему «Три поросенка» с использованием дидактического пособия.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. 1. Цель занятия: дать новые знания и выявить полученные знания, представления, умения детей по блоку «Считалочка». 2. Программное содержание:.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Сценарий «В гости к весне» для детей младшего дошкольного возраста Сценарий праздничного весеннего утренника «В ГОСТИ К ВЕСНЕ!» младшая группа май 2018 Музыкальный материал: Песни: Песенка о весне Г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «В гости к Весне»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 15:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД